30 января на международном экономическом форуме "Россия" министр регионального развития РФ Дмитрий Козак предложил поделить страну на десяток макрорегионов. По версии главы Минрегионразвития очередная перекройка будет проводится во имя улучшения системы управления региональными инвестициями и повышения самостоятельности регионов в области экономики.

Почему именно сейчас вдруг возник и был широко разрекламирован план расширения полномочий регионов, если в последние девять лет Москва только и делала, что наступала наступала на них?

Первое объяснение неожиданно «либеральной» инициативы птенца гнезда путинского — прозаическое. Минрегионразвития отвечает за проведение в стране реформы ЖКХ. Возможно новый план передачи социально-экономических функций на региональный уровень должен выполнить роль дымовой PR-завесы перед начавшимся кризисом в жилищно-коммунальной сфере. PR нужен сейчас, перед выборами, чтобы показать какую-никакую заботу федералов о регионах и их жителях.

Вкратце, суть реформы можно описать как попытку по-тихому переложить обязательства государства на плечи налогоплательщиков — нас с вами. Дело в том, что ЖКХ ветшало с позднесоветских времен, когда по закону его должно было финансировать государство. Но государство его хронически недофинансировало, а теперь, не выплатив причитающихся сумм, передает его в ведение товариществ собственников жилья. Хитро придумано. Ведомство Дмитрия Козака не зря ест свой хлеб.

Что такое передача в ведение ТСЖ, то есть жильцов дома, всего жилищно-коммунального хозяйства? Практически гарантированная революция. Миллионы километров изношенных коммуникаций, миллионы квадратных метров разваливающегося жилого фонда придется ремонтировать на деньги россиян. Тут никакие президентские прибавки к заработной плате бюджетников или повышения пенсий во время электорального цикла не помогут. В России уже появились средние по численности населения города, где воду не советуют пить даже после кипячения. А что будет дальше, не знает никто. Вот поэтому Минрегионразвития и старается побыстрее избавится от груза ЖКХ, пока не началась горячая фаза системного кризиса. Интересно еще будет посмотреть на финальные документы проекта реформирования регионального экономического устройства, вдруг и там как-то красиво пропишут окончательную передачу комплекса ЖКХ на региональный и муниципальный уровень.

Второе объяснение — технологическое. Разделение страны на 7-10 макрорегионов — это выстраивание параллельной системы управления в государстве. Что бы там не говорили о экономической подоплеке события и чтобы не рассказывали про самостоятельный выбор инвестиционных приоритетов, курировать выстраивание новой структуры станут федеральные органы власти, а не области с республиками. Москва решит, что это будет за система.

Трудно до конца поверить, что административная новация такого рода создается исключительно во имя повышения инвестиционной привлекательности территорий. Тем более, что накануне нового года в прессе неоднократно озвучивалась информация о желании Кремля выстроить еще одну, неформальную вертикаль власти. Якобы ее могут замкнуть на будущем премьер-министре Путине. Создается она как противовес уже существующей президентской вертикали, куда, по мысли Кремля, должен взобраться Дмитрий Медведев.

Ведь чтобы блокировать процесс принятия решений по президентской вертикали в случае неповиновения преемника, должен существовать не только альтернативный центр власти, но и альтернативная система органов управления. Потому что сам по себе центр, будь он хоть трижды представлен Путиным, ничто. Нужен лояльный управленческий аппарат со своей развитой структурой, например, десяток макрорегионов напрямую подчиняющихся премьер-министру. Если заранее наполнить ее властным содержанием, добавить экономических функций и переориентировать туда деятельность госкорпораций, получится государство в государстве. Государство Путина в государстве Медведева. Потенциальная властная дубина Владимира Владимировича против властной дубины Дмитрия Анатольевича. Путин против Медведева.

Сознательно или нет, но данная схема власти в режиме административной "разводки" в прошлом году уже опробована на прокуратуре, когда последнюю разбавили следственным комитетом. Тогда тоже создали параллельную управленческую структуру, делегировав и продублировав часть прокурорских функций. В результате, самостоятельная работа прокуратуры оказалась затруднена, оба ведомства стали тянуть одеяло на себя.

Не будем забывать, что именно господин Козак — автор масштабной административной реформы 2003-2004 годов. Тогда предполагалось разделить центральные ведомства по функционалу, то есть оставить за министерствами правоустановительные функции, а исполнительные и надзорные передать, соответственно, агентствам и службам.

Реформа подавалась как прогрессивная и либеральная, но ничего хорошего из нее все равно не вышло. Создаваемые ведомства нормально работать не смогли, и уже через год трехзвенная система начала разрушаться. Вновь появились министерства, сочетающие в себе функции агентств и служб. Сейчас функционально разделенные ведомства не выполняют своей главной задачи "по Козаку" — быстро и четко обслуживать население, потому что очереди, хамство и коррупция в учреждениях не прекратились, а управляемость не повысилась. Даже наоборот, по мере отделения путинской власти от народа, чиновники все более теряли представления о реальности происходящего, какое уж тут "оказание услуг населению".

Поэтому судьба нового проекта туманна, видны лишь недюжинные усилия по PR новой реформы. Однако в перспективе макрорегионы Козака могут стать мощным оружием нынешнего президента в борьбе с будущим.

Александр Трифонов

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter