На первый взгляд, визит премьер-министра России Владимира Путина во Францию произвел странное впечатление. Прежде всего, до самого отъезда председателя российского правительства во Францию не было точной информации о целях и программе визита. Журналисты и эксперты разрывались от желания угадать, зачем Путин едет в Париж, что он там будет обсуждать, как это отразится на его дальнейшей роли в мировой политике. В лучших традициях прежней путинской администрации аппарат правительства выдавал туманные намеки, которые СМИ подавали, как информацию из источников близких к премьеру. Странно, если учесть, что обычная практика зарубежных поездок премьеров в странах с президентской формой правления предполагает все-таки более прозрачные мотивы, цели и программу подобных визитов. Еще более удивительным это выглядит в свете планируемой в ближайшее время встречи президента России Дмитрия Медведева с его французским коллегой.

Странность, связанную с нарушением протокола, можно было бы оставить на совести Николя Саркози, который, в конце концов, у себя в стране имеет право не только встречаться с кем заблагорассудится, но и жениться на ком хочет. Тем более что он сам пригласил Путина после окончания президентских полномочий посетить Францию с частным визитом. Однако нельзя пройти мимо того факта, что обсуждавшиеся Саркози и Путиным вопросы были, мягко говоря, далеки от тем дружеской вечеринки. Я уже однажды писал о том, что некоторые европейские политики белой завистью завидуют Владимиру Путину, сумевшему отстроить политическую структуру в стране так, что оппонентам и хочется крыть, да нечем. Такое ощущение, что Саркози – один из таких завистников. Кто знает, может быть он консультируется с "коллегой Вольдемаром" не только по вопросам договора ЕС и России, но и по технологиям юридически корректного внедрения авторитарной модели управления в своей стране? Благо Владимир Владимирович освоил их в совершенстве.

Но на этом странности не заканчиваются. Несмотря на то, что гарантом прав и свобод человека и гражданина в нашей стране в соответствии с частью 2 статьи 80 Конституции России является президент Российской Федерации, новый премьер не отказался от возможности сделать политические заявления и на эту тему. Так, например, на итоговой пресс-конференции со свойственной ему безапелляционностью Путин заявил: "Страхи по поводу отсутствия прав человека в России - сильно преувеличены. Подобные разговоры зачастую являются институтом давления на Россию, для достижения целей, не имеющих отношения к правам человека".

Попутно замечу, что если уж "разговоры" о правах человека могут являться "институтом давления", что говорить про такой институт давления, как нефть и газ? Видимо этот институт давления оказался сильнее разговоров, если французский премьер-министр поспешил свернуть столь некомфортную для его коллеги тему, сославшись на различия в истории и культуре и отметив в качестве положительного фактора некую динамику прогресса, наблюдаемую им в России.

Одним словом, дебют Путина-премьера во Франции прошел просто "на бис". В этой связи ряд западных экспертов, пытающихся смотреть на ситуацию серьезно, сделали вывод, что роль Путина в России остается значимой, поскольку часть уже и политических полномочий президента России де-факто принята на себя правительством.

И вот тут мне хотелось бы несколько изменить вектор восприятия состоявшегося выездного спектакля российского премьера. Думаю, что событие свидетельствует не столько о сохранении влияния Путина на внутреннюю и внешнюю политику России, сколько о нарастающей напряженности во властных структурах. Несогласованный, я уверен, с Медведевым французский визит Путина очень похож на мелкое хулиганство. Владимир Владимирович, и раньше-то не отличавшийся изысканностью политических манер, в этом случае просто прыгнул выше головы. И своей, и президента Медведева. Тем более что для такого спортивного человека это не составило большого труда. Думаю, что Дмитрий Анатольевич, производящий впечатление значительно более воспитанного руководителя, испытывает сейчас массу пренеприятнейших эмоций, когда и хочет высказать все, что рвется из души, да приличия не позволяют. И то сказать - кому приятно, когда через тебя прыгают, даже если этот попрыгун лицо, претендующее на роль национального лидера?

Что должен понять несколько подрастерявшийся западный мир в этой ситуации? Владимир Путин не в состоянии привыкнуть к мысли, что он больше не президент. И он будет делать и уже делает все возможное, чтобы сохранить прежний status qwo в глазах и россиян, и на международном уровне. Но если россиянам деваться просто некуда, то Запад может и должен решить для себя достаточно несложную дилемму. Продолжать подыгрывать Путину-премьеру, отставив в сторону Медведва-президента, либо, напротив, иметь дело исключительно с официальным главой государства Дмитрием Медведевым, взаимодействуя с правительством России в прежнем порядке, то есть через президента России.

Однако при выборе вектора дальнейших взаимоотношений с Россией Западу стоило бы обратить внимание на одну простую вещь. Если еще до гипотетического перераспределения полномочий между правительством России и президентом председатель правительства, какую бы фамилию он ни носил, позволяет себе так по-хамски поступать с главой своей страны, то чего можно ожидать от такого политика в отношении глав чужих государств? Особенно, если присовокупить различия в истории и культуре, о которых так проникновенно говорил во время визита французский премьер-министр.

Не думаю, что с учетом вышесказанного имеет смысл анализировать содержание и результаты визита Путина во Францию. Не в них была, как говорится, фишка. А вот как поведет себя в этой ситуации президент России Медведев – крайне интересно. Последние сведения, поступающие то из Кремля, то из Белого дома свидетельствуют о растущей нервозности в станах власть имущих. Уже Владислав Сурков предупредил единороссов о возможном переходе в оппозицию. Уже Юрий Ушаков отозван из Вашингтона для укрепления внешнеполитического имиджа правительства. И много чего еще незаметного стороннему наблюдателю происходит уже.

Конечно, вряд ли стоит ожидать, что президент Медведев пойдет на открытый конфликт с назначенным им премьером. Тем более, что он лично, судя по всему, был готов к положению эдакого балаганного Петрушки. Но короля, как известно, делает свита. А в свите Медведева достаточно амбициозных и энергичных чиновников, не готовых мириться со схемой "президент при премьере". Уверен, уже в ближайшем будущем нас ждут новые интересные политические вести из Кремля и из правительства. И визит Путина во Францию лишь ускорил их появление. Что ж, будем смотреть.

Виталий Алексеев

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter