Птица-тройка

Про епископа Диомида и его злоключения написано много. Часть писателей уподобляется толпе, из-за которой брезгливый Пилат лишний раз "умыл руки". Другая — благоразумному разбойнику. В одном не сомневаются ни те, ни другие — в том, что главное действующее лицо этой драмы — епископ Диомид. Но именно это, казалось бы, бесспорное утверждение в действительности не выдерживает никакой критики.

Начнем с того, что знаменитое обращение (причина гонений) — на самом деле не более чем "дайджест" вопросов, которые волнуют активную часть прихожан РПЦ МП еще с ельцинских времен (и даже раньше). Конечно, к концу нулевых эти болевые точки успели превратиться в открытые раны. Но... при чем здесь епископ Диомид?

Перечитайте обращение. Что в нем особенного? Многочисленные объединения консервативно настроенных "практикующих православных" подписывали сотни документов покруче анадырьского. И пикеты проводили — не чета недавнему скромному стоянию диомидовцев. Я сам лет 5-10 назад и подписывал, и пикетировал. По тем же самым причинам.

Вы скажете: "Что с вас, мирян чумазых, взять-то? А тут — целый епископ (!) в первых рядах!!! Случай беспрецедентный..."

Опять же — ничего подобного! Скажем, покойный Иоанн, митрополит Санкт-Петербурский и Ладожский, в свое время чего только не наподписывал, каких только публичных заявлений не делал (в том числе, и по скользкому "еврейскому вопросу"). А уж иерархи РПЦЗ и вовсе ни в чем себе не отказывали.

Так что "бесрецедентным" в этой истории является вовсе не обращение Диомида, а реакция на этот вполне обычный для РПЦ документ организаторов репрессий, почти сталинской "тройки": сам митрополит Кирилл (Гундяев) и два его верных ассистента — Климент (Капалин), Марк (Арндт).

Вот их деятельность — да, беспрецедентна. Скажем, публичный митрополичий навет: якобы епископ Диомид "не предоставил убедительных доказательств своей болезни" — это пример абсолютно беспрецедентного бесстыдства!

Во-первых, чукотский епископ "доказательства" предоставил (в чем сегодня может убедиться каждый). Во-вторых, "не болен" и "не предоставил документы, подтверждающие болезнь" — это принципиально разные вещи. Первое — догадки, второе — факт. Слова: "Я уверен, что на самом деле он здоров" — это всего лишь "оскорбление недоверием". "Не предоставил справку" — это просто ложь, и озвучивший ее на пресс-конференции митрополит — просто лжец.

Не надо забывать о том, что речь шла не о повестке в суд, а о приглашении на Собор. Более того, из 14 архиереев, не явившихся на Собор, епископ Диомид — наименее вопиющий случай, так как Чукотская и Анадырьская епархия — самая отдаленная и трудно доступная. Одного этого достаточно, чтобы не трудиться подкреплять "прогул" никакой медицинской справкой. Тем не менее, епископ Диомид (в отличие от 9 других гораздо более близких "прогульщиков"!) это сделал.

 

Паспорт, мобила и "акулы православного шоу-биза"

О всех нелепостях обвинения — и формулировок, и самой процедуры — говорилось неоднократно. Единственный контраргумент "диомидофобов": "Диомид паспорта призывает сжигать и говорит, будто в мобильных телефонах дьявол, а вы тут со своим крючкотворством!" Других я не слышал. Формула "паспорт&мобила" настолько обильно и настойчиво вбрасывается в СМИ, что пройти мимо нее просто невозможно.

На самом деле, здесь мы сталкиваемся с классической "самоподставой" человека, не привыкшего "следить за базаром", то есть не имеющего ни опыта политической деятельности, ни вкуса к ней.

Что же в действительности сказал Диомид?

Про паспорт:

  • Напомнил о том, что российский паспорт нового образца содержит микрочип (это правда, в чем нетрудно убедиться — достаточно посмотреть место, где приклеена фотография на просвет);
  • Вступился за тех, кто по этой причине предпочитает остаться со старым паспортом (их этой возможности лишают);
  • Сообщил, что у него самого новый паспорт.

Насчет мобильного телефона еще проще и понятнее: епископ Диомид напомнил о том, что мобильный телефон уже сейчас позволяет контролировать все передвежения его обладателя (пеленгация).

Все это — фрагменты обсуждения некоторых технических моментов глобального проекта персональной цифровой идентификации. Епископ Диомид всего лишь указал на некоторые общеизвестные факты. Не более того. (Я, кстати, только что все это повторил — и ничего: пульс бьется ровно, рога и копыта не выросли).

Так что клеветническая чепуха про диомидовское "учение", якобы предписывающее "отказ от паспортов и телефонов", — обычное "черно-пиаровское" фуфло.

Безусловно, среди озабоченностей и страхов "консервативного большинства" православных есть много спорных моментов. Что-то современного нецерковного человека в них может раздражать, что-то удивлять, что-то смешить. За последние полтора десятилетия в их мировоззрении мало что изменилось. Там все осталось на своих местах: и романтизация монархии, и недоверие к демократическим институтам, и традиционные сетования о "поврежденности нравов", и "жидомасонский заговор". Но есть и новое: протест против вопиющего имущественного расслоения, требование "пересмотра итогов приватизации" и немедленной отмены пресловутой 282-й статьи.

Сегодня нет-нет да и услышишь: "Почему я должен поддерживать этих мракобесов?" Или даже: "Если власть в РПЦ захватит Диомид, вообще чертям тошно станет! Уж лучше Кирилл!"

Когда это говорит несгибаемая "демшиза" пенсионного возраста, ладно. Но когда люди, сумевшие в свое время преодолеть предубеждение в отношении нацболов (помните "Сталин-Берия-ГУЛАГ"?), — я это понимать отказываюсь.

На всякий случай сообщаю: господа либералы-диомидофобы! Вы оказались в одном окопе с хоругвеносцами (фальшивыми "консерваторами", акулами "православного" шоу-биза). С чем вас и поздравляю...

 

То, что доктор прописал!

А теперь давайте "соберем пазлы". Не знаю, как у вас, а у меня получилось вот что.

К середине нулевых годов пропасть между стремительно жиреющей "элитой РПЦ" и активной частью церковного народа приобрела угрожающие размеры. В то же время новый формат церковно-государственных отношений (возникший в ходе второго путинского срока) открыл перед "элитой РПЦ" поистине необозримые горизонты. На повестке дня у них нынче стоят масштабные инвестиционные проекты, "миссионерские" дискотеки и крутобедрые "нашыстки" с андреевским крестом на сосцах. При таком раскладе "отсталый элемент" (те, кому еще вчера "князья церкви" великодушно позволяли считать себя церковным народом) нужно побыстрее сбросить с корабля современности, чтобы под ногами не путались. Пусть остается "болото" (теплопрохладные маловеры), новообращеные "богомольцы" и "богомолки" из селигерского борделя и... достаточно.

Решается эта проблема проверенным сталинским способом — "троцкистско-зиновьевский заговор", "Бухарин! Разоружитесь перед партией!", "помесь ехидны и лисицы!", "растрелять, как бешеных собак!" и прочее.

Сначала мониторинг. На краю земли, там, где самый отвратительный, самый отталкивающий из олигархов смеху ради изображает из себя губернатора, обнаружен молодой епископ-ревнитель. Дело за пустяком: спровоцировать его на неосторожные публичные заявления или/и сподвигнуть подписать "правильный" документ. А можно ничего не делать, просто подождать, пока он сам затянет у себя на шее петлю...

И вдруг еще одна нечаянная радость — в Пензенской области нашлась небольшая община православных ревнителей-изоляционистов! Их слегка прессанули, и те под землю зарылись (благо среди них очень вовремя нашлись инженеры-метростроевцы). Так "проект Диомид" (как любит дразнить владыку хамоватая фофудья) приобрел еще одно измерение, а сам Чукотский епископ получил небольшую отсрочку...

Очевидно, что травля и шельмование пензенского кружка ревнителей и епископа Диомида — части одной масштабной кампании, цель которой — выдавить за церковную ограду неблагонадежных консерваторов и засыпать их место слоем соли в палец толщиной (чтобы больше ничего не выросло). После этого любая критика действий священноначалия с консервативных позиций станет попросту невозможной. Противникам "кирилловской линии" внутри епископата будет предложено: или заткнуться, или последовать за Диомидом.

Как говорится, вуаля!

При этом добивать Чукотского владыку скорее всего не будут. Пусть "ищет правду", оставаясь в глазах сочувствующих канонически безупречным архиереем "в изгнании". Это же очень удобно — иметь постоянно действующий канал, в который будут сливаться те, кто не умеет "пользоваться пирсингом" и не хочет "работать в Казантипе"! Микроскопические "альтернативные православные церковные организации" (вроде РПАЦ) с этой ролью явно не справляются, ибо для подавляющего большинства церковных консерваторов принципиально важно оставаться в ограде РПЦ. А вот изгнанный с кафедры Диомид, упорно поминающий патриарха, для них — то, что доктор прописал! Ровно поэтому его "мочили" так цинично и грубо, нарушая все мыслимые и немыслимые нормы церковного права, с драками и улюлюканьем. Месседж, адресованный церковному народу, понятен: "Православный! Если у тебя есть хоть грамм совести — вали отсюда! Ты нам нахрен не нужен! Новых наберем: молодых, сексуально активных, политически грамотных!"

В общем, как я и предполагал, "процесс ротации церковного народа уже запущен, и скорость его неизбежно будет нарастать". После "осуждения" Диомида она, похоже, станет сверхзвуковой.

 

* * *

Всему этому "надлежит быти". И я не в коем случае не призываю вас бежать на огород, выкапывать пулемет и записываться в ополченцы. Нас заблаговременно предупредили: и Спаситель в Евангелии, и апостол Иоанн в Апокалипсисе, и святые отцы, и почитаемые в народе старцы (в том числе, наши современники).

Все идет по писаному: "церкви благоукрашены, а молиться в них нельзя — потому что ушла благодать".

Тем не менее, все это — повод не для скорби, а для радости, ибо приметы грядущего Христа на этот раз не в "рабьем зраке", а в Славе!

Но о потере бдительности не может быть речи! Потому что запись "тряс жопой в антихристовой массовке, пока его мохнорылые слуги гнобили отважного простеца" в вашем "небесном досье", — это уже навсегда. "Штрихом" не зальешь. Бритовкой не подчистишь.

Владимир Голышев

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter