Премьер-министр Владимир Путин подписал распоряжение о выдвижении кандидатов на избрание в качестве представителей государства и независимых директоров в советы директоров и ревизионные комиссии шестнадцати крупнейших российских открытых акционерных обществ.

Из списка кандидатов выбыл Виктор Христенко. Он покинет Совет директоров "Газпрома". "Объединенная авиастроительная корпорация" останется без Игоря Шувалова, а "Аэрофлот" — без Валерия Окулова. Список госнаместников пополнится миллиардером, хозяином Новолипецкого меткомбината Владимиром Лисиным. Он войдет в совет Объединенной судостроительной корпорации.

Михаил Прохоров может оказаться в списке кандидатов в совет "Шереметьево". Из наблюдателей за "Транснефтью" удален профессор Российского государственного университета нефти и газа имени Губкина Валерий Сорокин, его место займет вице-президент "Роснефти" по правовым вопросам Лариса Каланда. Количество независимых директоров "Роснефти" увеличится до пяти человек. Среди них будет гендиректор "Сургутнефтегаза" Владимир Богданов и президент "Транснефти" Николай Токарев. Впрочем, представитель Barclays Capital Ханс-Йорг Рудлофф, президент ВТБ Андрей Костин и вице-президент РАН Александр Некипелов останутся в этом списке.

Одна из версий, объясняющих причины этих перестановок, заключается в том, что система сдержек и противовесов, первооткрывателем которой на российском политическом поле считается Путин, перешла в иное качество:

под разговоры о том, что происходит мягкое переформатирование системы под нового президента, представляющего либеральное властное крыло, фактически происходит подстройка всех ключевых ведомств и ресурсов под их конкурентов – силовиков.

В пользу этой версии говорит многое: и сильно ослабевшие позиции непотопляемого министра финансов Алексея Кудрина, и выведение из числа наблюдателей Игоря Шувалова, и, разумеется, тот факт, что из двух человек, едущих в тандеме, каждый хочет находиться за штурвалом, а не дышать в спину рулевому. Усиливающиеся протестные настроения также являются немаловажным фактором, играющим на руку силовикам. Во времена нестроения и смуты влияние людей, имеющих непосредственное отношение к механизмам подавления народных волнений, бесспорно, усиливается.

Президент компании "Энергопром" Владимир Семаго считает, что все компании в списке так или иначе связаны с именем вице-премьера Игоря Сечина.

По словам Семаго, отставки или исключения из списка были согласованы с вице-премьером. "Это глубоко персонифицированные отставки или выводы из состава", — убежден энергетик.

Политолог и экономист Михаил Делягин придерживается иной точки зрения. По его мнению,

все перестановки достаточно четко укладываются в существующую бюрократическую конъюнктуру и связаны прежде всего с тем, что из списка госнаместников выбывают непрофильные чиновники:

"Я не стал бы делать такие далеко идущие выводы, — прокомментировал Делягин первую версию. — Начнем с того, что Сечин по должности курирует промышленность. А Шувалов больше ее не курирует. Значит, все соглашения теперь должны обсуждаться с Сечиным. То, что ушел Окулов, – это действительно значимо. Это один из людей, которые были однозначно связаны с ельцинской семьей. Это завершение зачистки восьмилетней давности. Нужно посмотреть, кто будет вместо него, потому что не все замещающие назначения видны явно. Уход Христенко из "Газпрома" – сугубо бюрократическая процедура. "Газпром" относится к энергетике, а Христенко возглавляет не Минпромэнерго, как раньше, а Минпромторг. Новые лица – те, кто назван в числе новых наблюдателей, не имеют политической окраски, в отличие от того же Шувалова. Это, конечно, можно трактовать как приход сечинских людей, но это вызвано чисто изменением аппаратных весов. Сечин сел на промышленность, и сделал это довольно давно. Так что далеко идущих политических выводов я бы делать не стал".

Станислав Белковский в беседе с корреспондентом Каспаров.Ru дал версию, еще более далекую от первоначальной. По его мнению,

происшедшее можно расценивать как уменьшение сечинского влияния.

"Госкорпорации закреплены за определенными группами влияния. На мой взгляд, если чиновник вошел в совет или вышел из него, то это не повод судить о его политическом весе или перспективах. Шувалов ушел, так как авиация вне его сферы деятельности. А группировки силовиков, как я уже неоднократно говорил, вообще не существует. Группировок силовиков много, и каждая — не самостоятельный политический субъект, а представитель интересов некоей объединенной политической группы. Лисин, к слову, никогда не был силовиком. Эти перестановки свидетельствуют об ослаблении Сечина. Он лишился Гордеева и губернатора Ненецкого АО Потапенко, которые представляли интересы его группы. Я не считаю, что речь идет об усилении. Сферы влияния фиксируются и укрепляются за людьми, которые определены давно. Перспектива – продолжение приватизации механизмов государственного контроля и управления".

Любая из трех точек зрения заслуживает права на жизнь, хотя бы потому, что многие политические прогнозы Белковского имеют свойство сбываться, а экономическому чутью Михаила Делягина, предсказавшего кризис еще в 2007 году, можно только позавидовать.

Но есть один фактор, который объединяет все три версии – это переформатирование государственного устройства.

Должность госнаместника на ключевом, государствообразующем предприятии – не формальная, а самая что ни на есть ключевая. Но при этом ни одна из приведенных интерпретаций не говорит о том, что Кремль изъявляет готовность к хоть какой-то демократизации. Либо бюрократические перестановки, либо дележка сфер влияния во властных структурах. Основной вывод, который не противоречит ни одной из трех версий, очевиден: власть не готова к изменению формата своей работы. И назначения госнаместников, которые в идеале должны формировать паритет интересов бизнеса и власти, на практике, очевидно, станут очередным этапом их сращивания.

Григорий Старков

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter