Восемнадцатого мая стало известно, что президент России Дмитрий Медведев подписал пакет антикоррупционных указов. В документе определен круг чиновников и членов их семей, которые должны будут предоставлять сведения о своих доходах. Кроме госслужащих, в данный список вошли руководители государственных корпораций и фондов.

Заметим, 25 декабря Медведев уже подписал аналогичный пакет документов и даже предостерег главу ФСБ Александра Бортникова, что эти законы "непросты" и, прежде чем применять, требуется их тщательно изучить.

То ли срок изучения истек, то ли российский президент счел, что пришло время именно сейчас раз и навсегда искоренить коррупцию "полностью и окончательно".

И только не совсем понятно: разве для искоренения коррупции нужны специальные указы президента и разве взятка не объявлена в законодательстве России должностным преступлением?

Конечно, объявлена. Но этот закон не мешает развиваться давней русской традиции — брать и давать. Ну-ка, поднимите руку, кто в своей жизни ни разу не "давал на лапу" в домоуправлении, в школе, где учатся дети, при трудоустройстве, при получении какой-нибудь ерундовой справки! Многие ли из вас были осуждены и многие ли чиновники лишились за это своей работы?

Рискну предположить: новый указ ничего не изменит. Ибо жизнь дает возможность наглядно сравнить коррупцию в России и в США.

Вот лишь два громких примера. Двадцать пять лет занимался коррупцией лоббист Джек Абрамофф. Он построил целую коррупционную империю на занимаемых должностях: Абрамофф был совладельцем консультационной фирмы, затем стал лоббировать Конгресс. Официальное лоббирование — легальный род деятельности, заключающийся в том, что официально зарегистрировавшийся лоббист открыто выполняет заказы различных физических и юридических лиц на посреднические услуги между заказчиком и членом Конгресса, занимающимся вопросом, интересующим заказчика. Поскольку в официальном виде эта деятельность предполагает прозрачность в ведении бухгалтерии, то, по идее, не должно оставаться места для взяток и укрывательства от налогов. Но Абрамофф сумел утаить от налоговых органов миллиарды долларов, полученные неофициально, что является уголовным преступлением.

Абрамофф начал лоббистскую деятельность в 1994-м, в год, когда в Конгрессе демократическое большинство сменилось республиканским. Он в юности участвовал в кампании Рейгана, состоял в антикоммунистических организациях и приобрел широкие связи в кругах Республиканской партии.

В 1995 — 2001 годах фабрики на Марианских островах принесли Абрамоффу по меньшей мере 6,7 миллиона долларов. Здесь надо отметить, что эти острова считаются территорией США, но на них не распространяется американское трудовое законодательство, предусматривающее высокие требования к условиям труда и к зарплате. Таким образом, на Марианских островах стало возможно создание так называемых "потогонных фабрик", на которых люди работают, по сути, на положении рабов. Абрамофф организовывал поездки на эти острова лидеру республиканского большинства в Сенате Тому Дилэю и добился принятия Конгрессом законодательного акта, полностью выводящего фабрики этих островов из-под юрисдикции американского трудового законодательства. Кроме того, Абрамофф путем подкупа конгрессменов добивался получения внеконкурсных государственных контрактов на Марианских и других островах для своих приближенных.

Некоторые из многочисленных сделок Абрамоффа связаны с Россией.

(Информация о них была официально запрошена правительством США и подробно освещалась в газетах The Washington Post и The Boston Globe). В 1997 — 2005 годах Абрамофф и советник Дилэя Эд Бакхем получили 3,4 миллиона долларов от российской нефтяной компании "Нафтасиб". Как указано в документах и статьях, эта гигантская компания имеет тесные связи с органами российской разведки, обороны и внутренних дел и является крупнейшим акционером "Газпрома". Вице-президент фирмы Марина Невская была инструктором в школе российской внешней разведки.

В 1997 году фирма усиленно искала выходы на конгрессменов США. Но члены Конгресса не имеют права напрямую получать деньги от иностранного правительства.

Деньги от российского правительства поступали Абрамоффу и Дилэю через три подставные частные компании, зарегистрированные в Лондоне (James & Sarch Co), на Багамах (Chelsea Enterprises) и в Голландии (Voor Huisen). Ни журналисты, ни следователи так и не смогли найти эти компании или что-либо узнать о них: сразу после окончания "российской главы" Абрамоффа-Дилэя они были расформированы.

Часть российских денег поступала Абрамоффу и Дилэю в форме оплаты за консультационные и лоббистские услуги через фирмы Preston Gates & Ellis, Rouvelas Meeds LLP и др., в которых Абрамофф тогда работал, а другая часть — в виде пожертвований некоммерческой организации U.S. Family Network, созданной Бакхемом и якобы занимающейся поддержкой консервативных ценностей, связанных с институтом семьи в США. Двадцать пятого июня 1998 эта крохотная организация с одним штатным сотрудником (!) получила через вышеупомянутую лондонскую фирму пожертвование в размере 1 миллион долларов, что сразу насторожило тех, кто занимался расследованием коррупционных дел. Как выяснилось, львиная доля этой суммы осела на счетах приближенных Абрамоффа, часть ушла на покупку роскошного офиса, а U.S. Family Network уже не существует.

Занимавшиеся делом Абрамоффа подчеркивают, что были поражены размерами его гонораров за лоббистские услуги (к примеру, Voor Huisen перечислила ему 2,1 миллиона за 2001 — 2004 годы). Не менее впечатлили их и пожертвования от российских партнеров. Щедрость "Нафтосиба" и требовательность Абрамоффа и Ко объяснялись просто. В 1998 году российская экономика, как известно, переживала острейший кризис, и бизнесмены страны искали подходы к Конгрессу, от которого зависело выделение кредитов МВФ. Весной 1998 года в Конгрессе возобладало скептическое настроение по поводу дальнейшего финансирования российских реформ: все громче звучали голоса об увеличении коррупции в стране. Конгресс уже собирался зарубить очередной транш кредита.

В 1997 году Абрамофф организовал поездку в Россию делегации Конгресса во главе с Томом Дилэем. Делегацию принимали Марина Невская и президент "Нафтосиба" Александр Кулаковский. Журналисты выяснили, что всю поездку конгрессменов оплатил "Нафтосиб" через подставные фирмы.

В результате совместной "деятельности" "Нафтосиба" (за которой стояло российское правительство), Абрамоффа, Дилэя и их приближенных 17 сентября 1998 года Том Дилэй организовал в Конгрессе голосование в пользу выделения России очередного транша МВФ.

Но главным полем деятельности Абрамоффа стало лоббирование интересов индейцев — владельцев казино. В 2000 — 2002 годах он получил от шести племен свыше 80 миллионов долларов.

Кроме того, через свои связи в Конгрессе Абрамофф добился вывода в офшорную зону на Бермудских островах фирмы Tyco International Ltd., основанной бывшим советником Буша Тимоти Флэниганом. В 2005 году Флэниган заявил, что Абрамофф получил от этой фирмы 1,7 миллиона долларов на организацию кампании против законопроекта, который предлагал штрафовать зарегистрированные за границей корпорации США за уклонение от налогов. Но Абрамофф растратил эти деньги на личные цели, а заказ так и не выполнил.

В 2003 году Абрамофф запросил 9 миллионов за организацию встречи президента Габона (Африка) Омара Бонго с президентом Бушем. Встреча Бонго с Бушем состоялась, но нет ни одного документа, где была бы зарегистрирована данная лоббистская услуга Абрамоффа. Сотрудники Белого дома вообще не припомнят, чтобы в этой встрече Абрамофф играл какую-либо роль. Аналогичная история — встреча с Бушем премьера Малайзии Махатхира Мохамада. Якобы за ее организацию Абрамофф взял с Мохамада 1,3 миллиона.

Кроме того, Абрамофф организовывал поездки конгрессменов на матчи по гольфу в Шотландию, на спортивные мероприятия в США, приглашал их в свой роскошный ресторан Signatures. Все это по закону считается взятками.

В феврале 2001 года был убит бизнес-партнер Абрамоффа Константинос Булис, с которым у Абрамоффа испортились отношения. По этому делу проходят трое гангстеров. Они признались, что получили деньги за то, чтобы убить Булиса, от бизнес-парнера Абрамоффа — Кидана. Убийцам, возможно, вынесут смертный приговор. Кидан осужден на 5 лет.

Звезда Абрамоффа стала закатываться в 2003, когда в Конгрессе стали известны похождения Тома Дилэя, что вынудило последнего уйти с поста главы сенатского большинства. Третьего января 2006 года в окружном суде Вашингтона Абрамофф признал себя виновным в сделках с индейскими казино по трем пунктам: мошенничество, уклонение от уплаты налогов и подкуп членов Конгресса и других должностных лиц. На следующий день он признал себя виновным в другом суде, в Майами (штат Флорида), по делу незаконного приобретения казино SunCruz (убитый в 2001 году Булис был прежним его владельцем). По этому делу Абрамоффа обвинили в мошенничестве, сговоре с преступными целями и уклонении от уплаты налогов. По перечисленным преступлениям Абрамофф был приговорен к 5 годам лишения свободы. А в 2008 году суд в Вашингтоне признал его виновным также в многочисленных подкупах должностных лиц. Это прибавило Абрамоффу еще 4 года заключения. Осуждены и почти десять бывших должностных лиц, в той или иной мере причастных к коррупционным делам известного лоббиста.

Скандалы, в которых был замешан Абрамофф, в немалой степени способствовали крупному поражению Республиканской партии.

Еще один коррупционный скандал разразился в штате Иллинойс, губернатор которого Род Благоевич был обвинен в попытке продать освободившееся сенатское место Барака Обамы (тот был сенатором США от Иллинойса). Сначала Благоевич ни в чем не признавал себя виновным и ни за что не хотел добровольно покидать занимаемый пост. Однако Конгресс штата единодушно проголосовал за его отставку, и Благоевичу пришлось уйти. Расследование продолжается.

Это лишь два наиболее крупных коррупционных скандала, потрясших США. Безусловно, коррупционеры есть на всех уровнях власти в стране. Похоже, что в 1990-2000-е годы коррупция в США резко выросла по сравнению с предшествующими годами.

Но при этом, если коррупционные дела придаются огласке (а в обществе, где есть свобода слова, это почти неизбежно), то уличенному в коррупции чиновнику не отвертеться от наказания. В лучшем случае он лишится поста (обычно заподозренные в этом тяжком преступлении уходят в отставку добровольно, если же нет, его вынуждают уйти), в худшем — свободы. Но нет, по-видимому, ни одного случая, чтобы американское общество сознательно пускало коррупционера во власть. Даже при отсутствии судебного дела коррупционера просто никуда не изберут. Он станет персоной нон грата в политической и общественной жизни.

А в России коррупция заложена в систему нынешнего строя.

Начиная от "золота партии" — активов расформированного партийно-государственного аппарата бывшего СССР. Эти активы были расхватаны главным образом причастными к бывшему КГБ, а затем пущены в первоначальное накопление капитала в руках нового класса — партийно-государственно-чекистских функционеров, ставших, по сути, владельцами бывшей кассы СССР и пустивших ее впоследствии не на построение рыночной экономики, а на самообогащение, утверждение показного "роскошного" образа жизни. Далее пошли номенклатурная "приватизация", утвердившая класс олигархов, "мафиозные войны" между нуворишами за передел захваченной собственности, вторая волна олигархов, пришедшая прямо из КГБ вместе с Путиным... Все эти этапы не могли не быть основаны на коррупции: награбленное можно было сохранить, только попав внутрь аппарата власти, основанной не на беспристрастном применении законов, а на "выборочной законности", как во времена Сталина.

В результате во всех властных структурах России утвердились не просто коррупционеры, а те, кто сумел срастить свое самообогащение (любыми методами) с лояльностью верховным и местным лидерам.

Сам президент Медведев — не исключение. Он, когда Путин и его окружение "работали" в Питере, находясь на посту ответственного за экономические операции с зарубежными партнерами при мэрии (мэром тогда был Собчак), обеспечивал юридическое прикрытие деятельности будущего президента, а затем премьера. Позже Медведев был в команде "Газпрома", где все высшие руководители связаны с КГБ (сейчас ФСБ). Коррупционные дела в Питере и Москве при участии бывших и нынешних чиновников, занимающих различные руководящие посты — вплоть до президентского, премьерского и других высших, — подробно рассмотрены в как минимум нескольких десятках монографий, во многих номерах "Новой газеты" и не являются ни для кого секретом. Назову лишь две "свежие" работы. Это The New Cold War and how to win it известного еще с советских времен британского эксперта Эдварда Лукаса (Лондон, 2008) и The Corporation of Murders американского исследователя Юрия Фельштинского в соавторстве с российским экспертом Владимиром Прибыловским (Нью-Йорк, 2008). Более того, в этих (и других) работах прослеживается связь наиболее крупных коррупционных скандалов в России, в большинстве случаев на международном уровне, с эскалацией Первой и Второй чеченских войн, которые стали самым страшным "отвлекающим маневром", позволив чиновникам сохранить систему коррумпированной власти. Вспомним, первый указ Путина на президентском посту касался иммунитета Ельцина и его "семьи"!

Вот лишь пример, описанный в книге Эдварда Лукаса. Павел Бородин, возглавляющий при Ельцине Управление делами президента, заключил со швейцарской компанией "Мабетекс" контракт на ремонт исторически достопримечательных зданий Кремля. В 1999 году в Швейцарии началось расследование деятельности этой компании — ее заподозрили в том, что она выплатила Ельцину и его ближайшему окружению, в том числе Бородину, огромную сумму денег. "Только лишь бешеная кампания подкупа депутатов Госдумы уберегла тогда Ельцина от импичмента (правда, развернули эту кампанию коммунисты и "лужковцы", присовокупив к коррупции президента и его свиты еще несколько "прегрешений", в том числе Первую чеченскую войну — Н.Б.).

Кампания по взрывам домов в 1999 году и последовавшая борьба в Чечне дали желаемый результат: внимание переключилось с коррупции на чрезвычайно жестокую войну. Немногие отваживаются проводить параллели, но взрывы были, по меньшей мере, необычайно "удобным совпадением". К этому стоит добавить, что Бородин до сих пор в "почетной ссылке": возглавляет "высший орган Союзного государства России и Белоруссии".

Эдвард Лукас насчитывает

в России 9 крупных кланов, в руках которых фактически сосредоточена реальная власть: это корпорации, построенные на системной коррупции, круговой поруке, теневой деятельности и системных связях с КГБ и его последователями. Крупнейший из них — "Газпром".

Лишь в 2009 году благодаря огромным усилиям, главным образом на международном уровне, удалось ликвидировать предприятие-посредник "Росукрэнерго", непосредственно связанный с "Газпромом" и Лубянкой. О "Росукрэнерго" писали журналисты, проводившие детальное расследование деятельности этого предприятия:

"Схема работы компании, безусловно, является теневой, поскольку направлена на вывод серьезных средств за рубеж. Множественные офшорки, принадлежащие реальным хозяевам "Росукрэнерго", налоги не платят, образованные ими два холдинга в самой Австрии коммерческой деятельности не ведут, ибо Туркменистан, Узбекистан, Казахстан, Россия, Украина и ряд стран Европы, в которые "Росукрэнерго" поставляет газ, в "Австровенгерскую империю" РУЭ и ЕТГ не входят. А в швейцарском кантоне Цуг — налог условный, фиксированный, не зависящий от прибыли...

Прибыли "Росукрэнерго" исчисляются миллиардами долларов США, соответственно сотни миллионов налогов недополучают бюджеты ресурсных стран, питающих компанию либо своими сырьевыми, либо транзитными мощностями. Украина и Россия — лидеры в этом ряду...

Куда идет прибыль, с которой никто не платит налоги? Правильно, в офшоры, за которыми стоят частные акционеры компании. Таким образом, "Газпром", а соответственно, и российский бюджет, теряет многомиллиардные прибыли. В пользу кого? В пользу тех, кто позволил создать схему, при которой потенциально государственные средства выводятся за границу".

Все чиновники "Газпрома", участвовавшие в создании РУЭ, находятся на прежних руководящих местах по сей день.

Примеры можно было бы приводить долго, но даже рассмотренные случаи ясно дают понять, что коррупция в России — путь во власть и средство удержаться при власти. Более того, как считает Лукас, нынешний российский режим взял коррупцию на вооружение, чтобы разлагать существующий порядок на Западе. В противоположность большинству политиков и политологов, не видящих идеологических оснований для "новой холодной войны", Лукас указывает на него: российская "элита" идет в бой против западного капитализма, основанного на четких правилах и законах, вооружившись коррупцией и цинизмом как идеологическим оружием, которым они покоряют наиболее склонные к коррупции элементы на Западе. Вышеописанные схемы подкупа американских сенаторов могут служить примером подобного завоевания мира. Самый наглядный пример — Шредер.

...Пакет указов Медведева в очередной раз даст повод легковерным западным инвесторам поверить в то, что реформы в России не только не остановились, но в то, что новый президент дал им импульс. Кроме того, такие указы — действенное оружие власти против неугодных чиновников и не только против них, ибо найти коррупционный компромат едва ли не на любого жителя России не столь уж трудно. Было бы желание, а оно появляется у власть имущих чаще всего тогда, когда кто-то проявляет строптивость или "излишнее" рвение, докапываясь до неудобной правды.

Надежда Банчик

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter