К утверждению ВЦИОМа о том, что "индекс счастья" жителей России достиг самойвысокой отметки (78%) за последние 25 лет, мы имеем полноеправо отнестись скептически.

Во-первых, счастье измерить в процентах нельзя и массовым оно не бывает: счастье – понятие сугубо индивидуальное. Во-первых, никаких методик определения счастья нет и быть не может. В-третьих, ВЦИОМ, само собой, врет: современная Россия вся пропитана ложью, как ромовая баба ромом. Наконец, я живу в России, общаюсь с людьми – и как-то не заметил в них никакого особенного счастья, большего, чем прежде. В общем, погода неплохая, готовятся ехать на дачи. Ничего особенного – никакого такого уж особого счастья.

Тем не менее, кое-что говорит о том, что ВЦИОМ все же отчасти прав. Например, на улицах появилось некоторое количество машин, украшенных – на постоянной основе – георгиевскими ленточками. Безусловно, их владельцы испытывают патриотический подъем, а значит – счастливы! Правда, это почти исключительно дорогие иномарки. Почему-то именно их обладатели – а не хозяева "Лад-калин" и "копеек" отечественного производства - горячо любят Россию и более склонны к "счастью".

Так что – действительно – общественное счастье растет, разбухает, как дрожжевое тесто, – прямо у нас на глазах.

Это интересное психологическое явление, которое мне уже пришлось когда-то наблюдать. Именно о нем здесь пойдет речь.

                                                              * * *

Когда я жил в Молдавии (я родился в Кишиневе), там тоже в какой-то момент произошел такой резкий выброс всеобщего счастья.

Представьте себе: перестройка близится к концу. Большинство крупных предприятий или закрыты, или на них идет сокращение. Дальнейшие перспективы туманны. В то же время Народный фронт Молдовы регулярно собирает бурлящие митинги. Основные требования связаны с "молдавским возрождением": молдавский язык должен перейти на латинскую графику (раньше молдаване писали кириллицей, действительно совершенно не органичной этому, романскому, родственному итальянскому и французскому, языку) и стать государственным языком.

"Русскоязычных" на этих митингах называли "мигрантами" и "оккупантами" и видели в них своих главных врагов.

Сейчас пишу – и перед глазами - яркая картина, как в фильме: я стою у огромного, как витрина, окна Дома Печати в Кишиневе – а мимо течет бесконечная людская река с молдавскими флагами. Стекла толстые – почти ничего не слышно, но по открытым ртам видно, что люди что-то скандируют. И все лица такие светлые, радостные!

Были ли молдаване действительно унижены на своей земле? Да. Это был крестьянский народ, а в городах, в основном, жили "русскоязычные". Хотя они принесли Молдавии и много хорошего. Много среди них было отличных строителей, врачей, инженеров, деятелей искусства. Молдаване же почти не имели своей интеллигенции.

Что-то действительно нужно было менять. Так что было там и рациональное зерно, но составляло оно в мотивации людей, может быть, 5%. В остальном же они были иррациональны.

Масса проблем, экономика разрушена, нет работы, нет денег. Зато появились борьба, единство – простые и понятые лозунги: добиться латинской графики и государственного языка, прогнать проклятых "оккупантов". И заживем!

Это вообще универсальный способ жизнеустройства – у всех народов, во всех странах и во все эпохи. Найти чужаков, которые чем-то от нас отличаются. Объявить их врагами. Объединиться с такими же, как ты сам, в борьбе с ними. И будет – счастье!

Правда, молдавское счастье длилось недолго. Сейчас Молдова – самая бедная страна в Европе. Треть граждан этой страны продуктивного возраста – гастарбайтеры. Опьянение счастья, разумеется, чревато последующим длительным похмельем. Примерно то же самое происходит и в современной России.

* * *

Итак, каковы же причины такого "всплеска счастья", который мы наблюдаем сейчас в нашей стране?

1) Неразрешимые или кажущиеся таковыми экономические, политические и социальные проблемы. Они достаточно серьезны, их необходимо эффективно и как можно скорее решать – в то же время в обществе нет сил, нет людей, которые хотят и способны это делать, либо такие люди есть, но у них нет возможности добраться до рычагов влияния, которые находятся в руках ничтожных мерзавцев, не желающих отдавать власть.

2) Ощущение многими людьми своей униженности (как было в Германии после Версаля: из-за поражения в 1-й мировой войне и унизительных условий мира, или в России сейчас: из-за того, что страна утрачивает влияние и международный авторитет, стирается имперский флер), толкающее их на поиски компенсации, на путь самоутверждения, к поиску простых решений.

3) Находится очень простое решение всех проблем (в Молдавии: сделать молдавский язык государственным, перейти на латинскую графику и изгнать "оккупантов"; у нас – прирасти Крымом и не только Крымом), вокруг которого легко объединиться, сплотиться. Появляется ясная и простая ОБЩАЯ ЦЕЛЬ. Появляется НАДЕЖДА: вот мы победим врагов ("неарийцев", или "оккупантов", или "бендеровцев") – и все будет хорошо!

4) Одна из проблем современных людей – одиночество и индивидуализм. В такой общественной ситуации люди действительно испытывают эмоциональный подъем, потому что – многие – впервые в жизни – чувствуют ЕДИНСТВО с другими людьми, потому что общая цель, общая борьба, общие переживания действительно необходимы каждому человеку: ведь человек – существо глубоко социальное.

Так что ВЦИОМ отчасти прав.

Раз появилась Цель, появилась Борьба, появилось Единство, появилось Простое Решение всех проблем и появился ясный и понятный Враг – то и должен произойти определенный выброс адреналина.

Правда, в нашем случае – довольно вялый. Будущий урожай огурцов на своей даче – все-таки для 99% россиян важнее. И сами они не пойдут Украину воевать. Им нравится процесс вставания с колен, но только в виде картинки в зомбоящике. Как-то так, чтобы им лично не пришлось пошевелить и пальцем.

Так что такого драйва, как в Германии при Гитлере, тут ожидать не следует, поскольку русские – пофигисты. По большому счету, им на все наплевать, лишь бы лично их не трогали – и именно это для них самое главное.

Они не прочь, если им вколют немного имперского "счастья", но совершенно не готовы терпеть ради него хотя бы малейшие лишения.

Так что это счастье – тоже очень ненадолго, хотя и вообще такого рода "счастье" очень похоже по своей сути на эйфорическое состояние алкоголика, опрокинувшего пару стаканов водки: оно, разумеется, вскоре сменяется похмельной депрессией.

* * *

Итак, в стране, где я родился – Молдове – где прожил первые 28 лет жизни, где родилась моя мама, в стране, которые мы очень любили – мы оказались чужаками, "мигрантами и оккупантами". Мы уехали тогда, когда стали закрывать русские школы: я очень люблю свою работу, тогда был начинающим учителем и хотел работать по специальности.

В России мы тоже чужаки, потому что здесь все построено на раболепии, а я хотел хорошо работать, но не хотел становиться рабом. Прожив тут 25 лет, став известным педагогом и писателем, издав дюжину книг, я остался в значительной мере маргиналом, и наиболее "счастливые" аборигены по сей день считают меня "русофобом" и вообще "национал-предателем".

Если бы мы уехали в Израиль, мы были бы и там чужаками, потому что в Израиле такие, как мы, называются "русскими", а хозяева жизни там - те, которые родились в Израиле – т.н. "сабры".

Мне 52 года, и я привык, что человек везде, всегда и всем мешает, что он везде чужой. "Человек человеку волк" - эта странная мысль Плавта совершенно неверна. Волки очень дружны, сплочены и редко грызутся друг с другом, они охотятся вместе и всегда помогают друг другу.

Люди тоже когда-то были такими: по крайне мере, сородичи. Когда-то каждый человек ощущал себя нужным своей семье, своему племени. Сейчас – каждый должен выцарапывать право на существование в борьбе всех против всех. "ЧЕЛОВЕК ЧЕЛОВЕКУ ВРАГ" - так будет правильно. Сейчас такое время. Мы конкурируем. А в современной западной культуре, вытеснившей все иные культуры, конкуренция – это двигатель прогресса. Но конкуренция – это и есть вражда. Я стремлюсь вытеснить из жизни тебя, а ты меня – мы современные люди.

Раз ты человек и живешь на Земле – значит, ты всем мешаешь.

Вот такое социальное устройство – очень странное, но привычное для нас – и порождает временные "вспышки счастья", подобные тому, который мы наблюдаем сейчас в России.

Как тиф и дизентерия порождаются антисанитарией – так и эти патологические общественные явления вызываются духовной антисанитарией: пренебрежением современной цивилизации к самым насущным человеческим потребностям человека: потребности в цели и смысле, в единстве с другими людьми, потребности быть нужным, потребности в борьбе и преодолении.

Изголодавшись по всему этому, человек готов броситься в объятия очередного общественного безумия, дающего ему эрзац-цель и эрзац-единство, возможность ощутить себя Сильным и Нужным.

Людей жалко, но они сами виноваты. А ВЦИОМовское "счастье" - это ненадолго. Скоро наступит похмелье.

Вадим Слуцкий

! Орфография и стилистика автора сохранены