Из учебников криминалистики и детективов известны две характерные черты поведения. Первая — преступника тянет на место преступления. Вторая, пожалуй, в ХХ веке более популярная — преступник пытается всячески демонстрировать, что не имеет никакого отношения к совершенному, и намеренно, целенаправленно уничтожает документы, вещественные доказательства, свидетелей, представляющих для него опасность, а также максимально старается сделать всё, чтобы о преступлении никто не вспоминал.

Тех, кто погиб на границе аэродрома Северный под Смоленском 10.04.2010, не вернуть. Память о них живёт и будет жить в польском обществе, как всегда будет жить память о Катыни. Найти в Польше город, в котором бы не стоял Катынский крест, — сложная задача. Расстрелы начались утром 10 апреля 1940 года, это предопределило время подлета самолета к Смоленску. Напомню забывшим — признание советской стороной своей ответственности за свершенное, вопреки своей же многодесятилетней пропагандистской попытке спрятаться за спину национал-социалистических злодеяний против человечества, произошло только в 50-ю годовщину расстрелов — в 1990 году. В 1996 году было подписано Премьер-министром России Виктором Черномырдиным Постановление о создании Мемориалов — Музейных комплексов Катынь и Медное. 28 июля 2000 года состоялось торжественное открытие Катынского мемориала с памятниками на месте уничтожения граждан Польской Республики. С тех пор не тайком и стихийно, а организованно каждый год 10 апреля в Катынь приезжают делегации и из Москвы, и из Польши.

Когда-то из Москвы приезжал российский министр транспорта И. Левитин — представлявший Россию в российско-польской комиссии по сотрудничеству. На месте гибели самолета и в Катыни в мемориальных траурных торжествах участвовали вице-губернаторы Смоленской области, региональный министр культуры или его заместители, разумеется, представители духовенства Смоленской епархии. Но всё это в прошлом. Теперь, видимо, только память о погибшем в самолете православном архиепископе Мироне Ходаковском приводит в скорбные минуты православных священников к памятному камню и единственной молчаливой свидетельнице всего произошедшего — обожженной березе. Хотя, праведно исполняя свой пастырский долг, они поминают всех невинно погибших. Представителей светской российской власти ждать бесполезно. В лучшем случае пришлют венок с надписью "Погибшим в авиакатастрофе". Указателей на дороге, носящей имя Кутузова, нет. На воротах, надежно защищающих от любопытных глаз место трагической гибели самолета, плакат о том, что территория охраняется и на ней будет строиться местного значения газопровод. В кустах вдоль бетонки, ведущей к березе, всегда много, видимо, приводящихся в этот день в положение усиления представителей местных силовых органов в форме и без неё. Вот и всё уважение, которое стало нормой политики игнорирования и забвения. Характерно? Увы, да.

Отслужены католическая, православная поминальные службы, зажжены свечи, бело-красные цветы легли к корням березы, к памятному кресту, к камню со скромной табличкой на польском и русском языках... Всё. Под пристальные взгляды полицейских все приехавшие из Москвы представители посольства и полонии, с польской, белорусской и местной прессой, делегация "Семей катынских" и других общественных польских организаций, приехавших из Польши, члены полонии Смоленска и области отправляются к Катынскому Мемориалу.

На Витебском шоссе скромный указатель "Мемориал". У ворот на флагштоке польский и российский флаги. Всех, как всегда, встречает "столыпинский вагон", свидетель литерных перевозок по огромной стране тех, кому обычно уже не суждено было вернуться. Рядом стенд. На нём крупно: 157 000 красноармейцев было заключёно в военных лагерях в Польше, восстановившей свою независимость в 1918 году, после неудавшейся авантюры — похода Красной армии на Варшаву на самой заре Советской власти. Именно эту цифру должен запомнить каждый. Она должна скрыть за "малостью" количество подло расстрелянных граждан Польши, "подумаешь, всего-то" 21 857 человек. То, что уничтожена была практически элита польского общества, как и в самолете, вообще не в счет. В стране, с удовольствием и планомерно уничтожавшей свою собственную элиту, о такой малости переживать не принято. Разумеется, я имею в виду не царскую семью, а представителей культуры, профессуры, предпринимательства, крестьянства. Умных, образованных, трудолюбивых, лучших, не говоря о священнослужителях всех конфессий и представителях многочисленных национальностей и народностей, вся вина которых была именно в принадлежности к той или иной неугодной Советской власти национальности.

Представители официальных организаций ни российского государства, ни Смоленского региона в траурных мероприятиях участия не принимают. Не считать же за участников все тех же людей в форме и без неё, внимательно наблюдающих за происходящим. Почему так происходит? Уверен, читатель сам сможет найти ответ. Умеющему видеть всё ясно без слов.

10 апреля государственные каналы России усилено показывали сюжет про "Собибор", про письмо Военно-Истерического общества в адрес Дональда Туска, давно являющегося не польским, а европейским чиновником, но про годовщину Катынской и Смоленской трагедии ни слова. Молчание. Зачем напоминать своим гражданам о том, что от них старательно скрывали многие десятилетия.

Зато 11 апреля съёмочная группа телеканала "Россия 24" появляется в Музее истории ГУЛАГа в Москве на вечере показа польского фильма "О-би. О-ба. Конец цивилизации" (реж. Петр Шулькин, 1984 г.). Вечер организован Польским Институтом культуры и Музеем и демонстративно начинает мешать многочисленным зрителям, пришедшим на вечер. О том, чтобы кто-то смог в такой атмосфере произнести вступительные слова, вообще речи быть не может. Проход на сцену перекрыт "журналистами". Фильм начинается, но настырная камера продолжает светить людям в глаза. Только минут через пять до "профессиональных" телевизионных киллеров доходит, что они мешают людям, приученным системой ГУЛАГа молча и безропотно терпеть любое издевательство над собой. Накамерный свет выключается. Тому, что после просмотра корреспонденты в течение 30 минут преследовали только месяц назад прибывшего в Москву нового директора Польского Института культуры, свидетелей мало.

Способствует ли такое поведение культурным связям? Ответ однозначный — нет! Нужно ли это российским или польским гражданам? Нет. Нужно ли знание и уважение к истории? Да!

Впрочем, каждый это решает для себя сам! Если, конечно, он Свободен, а не приучен, что всё за него решает власть, олицетворяемая с государством. Если происходит так — новых Катыней будет избежать сложно.

Григорий Амнуэль

13.04.2019

Григорий Амнуэль

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter