Тут народ цитирует перл от политолога-лоялиста Андрея Перлы.

"Чего не понимают многие - и ни один из "либералов". Тит Ливий нас научил. История нужна ТОЛЬКО для воспитания юношества. Больше ни для чего. Высшая точка работы истории - рассказ для детей.
История в школе нужна только для того, чтобы юноши помнили: настанет их черед умирать за Родину. Да, битва при Садовой и школьный учитель. Если школьный учитель учит другому – юноши не идут на фронт. Государство гибнет. Если учит правильно - государство живёт.
Нужен учебник истории России для старших классов. Настоящий. Про это единственное: Родина есть Государство Российское"
(с).

Вопросов тут, конечно, великое множество. Например, а нахрена юношам умирать, когда им жить и жить? Не, ну правда - нахрена? Или это такая формула жертвоприношения?

В Непале при королях (не знаю, как оно сейчас) был обычай жертвоприношения быков богине Кали-Дурге. Животное выводили из душного помещения и кропили водой, спрашивая, согласно ли оно быть принесенным в жертву. Бык, разумеется, мотал головой - что истолковывалось как согласие. По Перле, преподавание истории - это вот такая водичка из кувшинчика, только для людей, не так ли?

Но есть тут и кое-что еще. Битва при Садовой (Садове). Многие про нее слышали? Не уверен, что даже неплохо учившие историю в школе сразу ответят на этот вопрос.
Если очень коротко, то два имперских хищника – Австро-Венгрия и Пруссия – подрались из-за главенства в "германском мире". При этом драться они предпочли на территории оккупированной австрийскими имперцами Чехии. (Отсюда и название "Садове").

Драка продолжалась семь недель, за эти летние дни австрийская коалиция потеряла убитыми, ранеными и пленными 132 тысячи своих молодых людей, Пруссия и союзники – 39 тысяч. Последние победили. Австрия перестала пытаться возглавить "германский мир". Пруссия усилилась. Битва при Садове, конечно, упоминается в учебниках, но вскользь. Множество семей осиротело из-за амбиций коронованных голов и носителей орденоносных мундиров. Можно тысячи раз клясться в любви "родному" гос-ву, можно даже делать вид, что искренне его любишь, но это гос-во – не человек, сына, мужа или брата не заменит.

Вацлав Сохор, "Битва при Садове. Батарея мертвых". Вот это и есть, так сказать, державное величие, его высшая точка: были люди, стали трупы. Еще зачем-то эти homo asapiens'ы лошадей на тот свет поволокли...

 

Чем были бы плохи множество германских государств в Европе? Да ничем!
Собственно, всё. События ХХ века напрочь заслонили те дни 1866 года.
Кроме одного – цитаты.

"Народное образование играет решающую роль в войне. Когда пруссаки побили австрийцев, это была победа прусского учителя над австрийским школьным учителем" (с).

Сказал это, разумеется, учитель – профессор географии из Лейпцига некто Пешель.

Если бы слово в газете дали лейпцигскому булочнику/мяснику с соседней улицы, он, вне всякого сомнения, заявил бы, что войну выиграл именно прусский булочник/мясник. Что логично: как быть войску без поставок продовольствия?! Но булочник или мясник "говорящим сословием" в XIX веке не были, а профессор географии – был. Отчего бы не пролоббировать лишний раз собственную профессию и не расчесать собственное чувство важности?

А потом цитату затаскали в интернете, несколько исказив, зачем-то приписали ее Бисмарку…

Но, предположим, войну 1866 года выиграл действительно прусский учитель. Примерно такой же, как продолжатель его дела – учитель Канторек из "На Западном фронте без перемен" Ремарка. (Правда, тот ничего не выиграл; надо думать, английские, французские и американские учителя его таки превзошли).

А какое это имело бы отношение к нашему времени?

А никакого! Потому что мир изменился. Что для перлов, постящих свои перлы – какое-то совершенно недоступное знание. Это очень странно: они же сами пишут свои статьи на компах и смартфонах, а не гусиным перышком при лучине…

Например, открыта такая штука, как "эффект Стрейзанд". Или есть вполне четкое понимание того, что такое "запретный плод". Или - понимание, каково отношение школьника к навязываемой ему школьной науке – а оно, мягко говоря, так себе, - оттого-то я, в отличие от некоторых старших комментаторов, не драматизирую появление учебника Мединского.

Да, еще и термин "речекряк" придумал Оруэлл за время, прошедшее после битвы при Садове! Он, правда, говорил не совсем об этом – но об этом, в принципе, тоже: оттарабанил на экзамене свои познания, получил оценку, а пока шел домой, начал забывать информацию, которая никогда в жизни не пригодится. Как 99% школьников никогда не пригодится абзац про битву при Садове. (Я – счастливое исключение? ))) Ну, зато мне что-нибудь другое не пригодилось и не пригодится).

Школьный учитель в XIX, да и в начале ХХ века был тем, кто выводил человека из грязного хлева в люди. А сейчас кто в люди выводит? Покойный Джобс со своим айфоном. Учитель – особенно, хороший учитель (но хороший учитель не будет учить умирать за государство) – важен. Но его функции с тех пор сильно изменились.

Чем более "настоящим" с точки зрения Перлы будет учебник, тем больше молодежи он оттолкнет.

Егор Седов

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены