В феврале 2006 года министр обороны Сергей Иванов озвучил свой план борьбы с дедовщиной в российской армии. Тему посчитали исчерпанной, газеты и телевидение затихли, а сам министр получил очередное повышение по службе.

Среди прочего Иванов предложил перестать наказывать командиров частей за преступления во вверенных им частях. По мнению Иванова, такое решение положит конец массовому сокрытию фактов дедовщины и министерство всерьез займется решением этой проблемы. Также было решено восстановить в армии "институт сержантов", чтобы они стали надежной преградой на пути армейских преступлений.

Остановимся пока на этом. Массовое сокрытие случаев дедовщины командирами частей действительно имеет место – иначе эта статистика была бы и вовсе ужасающей.
Но здесь министр явно решил перенять опыт своего коллеги-"силовика" – бывшего министра внутренних дел Грызлова. Тот тоже в свое время озаботился схожей проблемой – "недоинформирования". Ведь работа ОВД оценивается по проценту раскрытых преступлений, а чем больше заявок зарегистрировано, тем больше придется раскрывать. Иначе процент снизится, и "показатели раскрываемости" станут хуже.

Так что регистрировали факт преступления только в момент его раскрытия, что естественно очень не нравилось населению. И тут Грызлов заявил, что "ввиду недовольства граждан", а также в целях поддержания правдивой статистики он отменяет высчитывание процента раскрытых преступлений по отношению к зарегистрированным как критерий оценки качества работы ОВД. Милиция стала регистрировать любые заявки населения. Вот только раскрывать преступления никто не бросился.

Зато бывший министр оставил отличный задел. Ведь количество жалоб граждан уменьшилось, и статистика стала правдивой. Так что для реальной раскрываемости преступлений потребуется всего лишь триумфально вернуть на место тот же показатель.
Этакий чиновничий идеал, описанный еще Салтыковым-Щедриным: "Как бы менять... ничего при этом не меняя".

Решение проблемы кроется в переходе к выборности начальников отделений милиции. То есть перестроить работу системы, введя в нее новый элемент. А именно – обратную связь между населением, ради которого трудится ОВД, и главой этого ОВД. Но этот путь – конечно, не "грызловский"...

Мера, предлагаемая Ивановым, ровно из той же оперы, что и "реформа Грызлова". Приказ министра о "свободе донесения" имел бы смысл в том случае, если бы дедовщина в армии никак не зависела от позиции командиров частей и подразделений. Однако это не так.

Таким образом, Иванов всего лишь запустил тот же "возвратно-поступательный механизм", который уже вовсю качается в МВД. Так что сначала командиры будут стараться снизить дедовщину, и статистика улучшится. Затем внимание и энтузиазм "сверху" поостынут, и командиры станут поощрять дедовщину. "Деды" от безнаказанности обнаглеют, статистика станет уж вовсе отвратной. После чего ответственность командиров за дедовщину будет возвращена. Вот и все. "Административный маятник" в действии. Заодно и столь ненавистная чиновникам сама идея реформ будет лишний раз скомпрометирована в глазах простодушного народа.

А ведь реальный путь борьбы с военными преступлениями есть. Например, узаконить возможность судебного преследования Минобороны РФ покалеченным солдатом, чтобы компенсировать вред, причиненный дедовщиной. Ведь именно государство ограничивает призванного гражданина в правах, значит должно нести полную ответственность за его жизнь и здоровье.
Так что если на деле встанет перспектива выплачивать дорогостоящие компенсации по каждому преступлению вроде "дела Сычева", Минобороны захлестнет волна исков. И оно осознает, что проблема кроется не в качестве "докладов наверх", а в самой "дедовщине", в том, что граждане страны в мирное время гибнут и получают увечья, никак не связанные с боевой, политической и какой-либо еще военной подготовкой.

А тема введения в армию "института сержантов" вообще изумляет. Здесь явно не обошлось без Голливуда. Во многих американских военных фильмах красной нитью проходит "тема сержанта". Можно даже составить его портрет. Как правило, это человек с грубыми манерами. Вид имеет зверский, общается с подчиненными при помощи дикого крика. Что характерно, впоследствии непременно выясняется, что сержант – человек тонкий и вообще отец родной для каждого из своих "питомцев". А если орет – то ведь только для их же блага.

Однако поклонники голливудских сержантов упускают из виду одно существенное обстоятельство. В США нет призыва, и армия комплектуется только на контрактной основе. Соответственно, все бравые сержанты имеют дело с людьми, знающими, куда и зачем они пришли. Согласитесь, есть разница!

На самом деле у нас тоже есть сержанты, но они явно не справляются с дедовщиной. Более того, как показывает содержание уголовного дела по тому же рядовому Сычеву, они зачастую выступают и активными фигурантами в этих процессах.

Так что пудовый кулак – ведь именно это привлекает сторонников "дисциплины в армии" – уже имеется у наших военных. И публике предлагается простая замена: избивающий и унижающий "нарушителей" сержант – вместо "деда", избивающего и унижающего молодых. С той лишь разницей, что "дед" бьет неофициально, а "новый сержант" будет бить, потому что "право имеет".

Так что не создается от предложений Минобороны впечатления целостной программы действий. Скорее, мы видим типичную попытку лечить симптомы, а не болезнь.
Осталось еще придумать, как права на избиение прописать в Законе.

Алексей Рощин, эксперт Центра политических технологий

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter