1. Высшее образование в основе станет платным. Это произойдет за счет разделения времени обучения на преимущественно платный бакалавриат (3-4 года) и исключительно платную магистратуру, а также за счет общего сокращения бесплатных бюджетных мест и иных государственных гарантий. Лучшие вузы станут недоступными для подавляющего большинства выпускников школ. Важную роль здесь также сыграет и дальнейший рост общей стоимости обучения в расположенных в крупных городах лучших вузах (стоимость жизни, связь с домом и др.). Резко снизится общее количество вузов (в перспективе — в пять-семь раз) и количество мест в них — не менее чем в два раза. Соответственно, снизится число лиц, получающих высшее образование.
2. Общее среднее образование будет подготовлено к введению платного обучения в старшей школе. Реальное время обучения, которое будет гарантироваться государством, снизится на 2-3 года и еще примерно на треть за счет снижения бесплатной нагрузки учащихся.
3. Сеть дошкольных учреждений будет по-прежнему сокращаться, полноценные программы дошкольного образования (ясли и детсады) будут плавно переводиться в различного рода фрагментарные программы типа услуг центров временного пребывания ребенка и т.п. Стоимость дошкольного образования существенно вырастет.
4. То же самое, что и с дошкольным образованием, будет происходить с дополнительным общим образованием (дворцы творчества, центры развития ребенка и т.п.) и сельскими школами.
5. Количество негосударственных школ сократится минимум на треть, причем эту треть составят самые интересные и недорогие школы. Останутся исключительно высокооплачиваемые, где стоимость обучения в месяц составляет восемьсот долларов и выше — до двух тысяч долларов. Негосударственное образование станет доступным исключительно для элиты — высших чиновников и бизнесменов.
6. Российская школа перестанет быть единой и окончательно расслоится по двум направлениям: а) на узкую прослойку школ и вузов для "богатых" и массовую школу для "бедных"; б) на школы и вузы в мегаполисах, а также в недотационных регионах и учебные заведения в остальных регионах и городах.
7. За счет сокращения учебных мест на всех уровнях образования (от дошкольного до высшего) произойдет ощутимое сокращение педагогического и обслуживающего персонала. При этом несколько повысится заработная плата оставшихся работников.
8. Общее образование — основа воспроизводства, развития и базовой безопасности страны — будет привязано к результатам тестового в своей основе единого экзамена (ЕГЭ). В результате будет разрушена фундаментальность общего образования, позволяющая формировать высшие способности (мышление, понимание, воображение) и другие базовые для личности характеристики сознания и мышления.
9. Резко усилится деградация всех окружающих сферу образования "сред": научной, культурной, передовой промышленной (типа машиностроения, хай-тека и т.п.). В науке, например, резкое сокращение числа организаций и ученых будет сопровождаться полным размыванием статуса научной деятельности и отождествление науки с любой иной, прежде всего, коммерчески-торговой деятельностью.
10. Технологический уровень массового образования всех уровней и типов (методики, дидактические системы, учебники и пр.) останется в лучшем случае прежним, "советским", или хуже.
11. Образовательная инфраструктура (управленческие системы, здания, оборудование, наука, система связи, методические системы) сократится в разы и вызовет инфраструктурную необеспеченность и формационное упрощение образовательной деятельности на всех уровнях образования.
12. Сфера образования окончательно будет привязана к "рынку", т.е. к существующему уровню развития промышленности и социальной сферы. Из сферы производства будущего образование превращается в сферу обслуживания настоящего одной из развивающихся стран. Образование мирового уровня станет недоступным большинству населения страны. В целом не только не произойдет повышения качества устойчиво "проседающего" российского образования, но и произойдет очередной системный провал, деградация примет ускоренный и необратимый характер. Российская школа станет колониальной.
Важное пояснение: среди всех последствий "реформ" (модернизации) нет ни одного позитивного для образования, страны и населения. Их вообще нет, поскольку они не планируются. И это не случайно: проекта новой сферы образования и ее нового значения для страны у революционеров нет. Решаются исключительно внешние для образования задачи, связанные с резким снижением расхода бюджетных средств и с созданием системы доступа в образовательную инфраструктуру частного капитала.
Различные типы образовательных учреждений находятся в ведении различных бюджетов. Муниципалитеты отвечают за общее образование: детские дошкольные учреждения и школы; региональные бюджеты - за внешкольное образование, а в некоторых субъектах за среднее и начальное профессиональное образование; федеральный бюджет отвечает за высшее образование и 75% учреждений начального и среднего профессионального образования.
По данным московского правительства, за последние 15 лет город потерял 1000 дошкольных учреждений, осталось 1982 детсада. При этом из 1000 ведомственных детских садов работает по назначению лишь 40%. Около 50 детских садов перепрофилировал сам город – половина зданий дошкольных учреждений отдана центрам соцзащиты, детским домам и приютам, оставшиеся же занимают районные управы, мировые судьи, ДЕЗы и отделения милиции. При этом в очереди в детсады сегодня стоит почти 12000 дошкольников. И очередь будет расти, поскольку столица переживает бум рождаемости: в 2004 году детей родилось на 25000 больше, чем в 1999-м.
В общеобразовательных школах типичная картина: старая мебель, затертый линолеум, бедно оформленные кабинеты, за исключением немногих. Учителя по мере своих сил пытаются облагораживать классы, и там, где присутствует мужская рука, положение чуть-чуть лучше, но все равно убогость проглядывается во всем. Надо отметить, что многие выявленные недостатки повторяются ежегодно и остаются неустраненными из-за нехватки средств.
В высшей школе ситуация аналогичная: бакалавров дадим всем, кто отучился четыре года по госзаказу, а не всем вообще, а степень магистра — только десяти процентам студентов. Остальные 90 могут стать магистрами за свой счет. То есть во всех случаях речь о том, чтобы сократить финансирование.
Одна из солидных петербургских газет опубликовала интервью ректора Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, доктора экономических наук, профессора Леонида Степановича Тарасовича под названием "Высшей школе нужна реформа, а не революция". В этом материале видный деятель системы отечественного высшего образования делится с читателями своими взглядами на жизнь. Что же мы узнаем от ректора, доктора и профессора? Что "платное образование имеет право на существование, но его надо разрешать не всем вузам", что "по пальцам можно пересчитать негосударственные учебные заведения, которые по качеству образования приблизились к государственным", что "платное образование в государственных вузах - другое дело".
Независимая газета: "Модернизация образования" представляет собой не что иное, как попытку уничтожить сложившуюся в России систему классического, фундаментального образования. Заменить ее системой прикладной. Прикладная система отличается от классической тем, что не воспитывает у обучающихся потребности к осмыслению того, что они изучают. Она не учит сопоставлять факты и явления, делать логические умозаключения. Такая система вообще не предполагает обучения логике. Она всего лишь приучает детей к рациональному использованию того, что уже создано до них, не побуждая их к творчеству. Эта система широко развита на Западе.