В начале июля Дмитрий Медведев впервые посетит Туркмению в должности президента России. Но ожидать серьезных изменений в основах сотрудничества между двумя государствами не следует. По-прежнему фундаментом "крепкой дружбы" останется газ. От того, как будет распределен столь дорогой ресурс, зависит характер дальнейших отношений России и Туркмении.
Интерес к туркменскому газу объясняется двумя основными причинами: "новым курсом" президента Гурбангулы Бердымухаммедова на многовариантность внешних экономических отношений страны, предполагающих продажу нефти и газа всем странам, а также стремлением Запада и Китая освободиться от газовой монополии "Газпрома". В связи с этим Запад мгновенно прекратил обвинять Туркмению в нарушении прав человека, приглушил антитуркменскую риторику, а президент Бердымухаммедов стал желанным гостем на Западе. В 2007 году туркменский президент посетил Саудовскую Аравию, Россию, Казахстан, Иран, Китай, США, причем некоторые из этих стран по нескольку раз. Гурбангулы Бердымухаммедов посетил все государства Центральной Азии, кроме Узбекистана (впрочем, узбекский президент Ислам Каримов сам прилетал в Ашхабад), где принял участие в саммите ШОС в Бишкеке в августе в качестве гостя.
И, наконец, визит 6-7 ноября 2007 года в Брюссель как столицу Евросоюза явился очередным свидетельством внешнеполитической активности преемника первого президента Туркмении Сапармурата Ниязова. (Кстати, Туркменбаши в конце правления совершал зарубежные вояжи 1-2 раза в год, а его министр иностранных дел несколько лет вообще не покидал родную страну).
Этот ажиотаж вокруг своеобразного "тендера" на продажу туркменской нефти и газа проходит в условиях неопределенности в отношении запасов и добычи углеводородов. Президент Бердымухаммедов уверяет, что к 2030 году страна втрое увеличит объем добычи газа – до 250 миллиардов кубометров, но это только перспектива, неподтвержденная геологоразведкой и независимыми оценками. Сегодня же существенного роста экспорта газа нет, то есть Европа, как обещал туркменский президент в Брюсселе, не может пока рассчитывать на туркменский газ. В 2007 году планы правительства предполагали рост добычи газа до 70 миллиардов кубометров. При этом России Туркмения должна поставить 50 миллиардов кубометров, Ирану – 14 миллиардов. Однако, по оценкам экспертов, Туркмения не вышла на эти объемы. Примечательно, что министр энергетики США Сэмюэль Бодман признал эти риски: "Существуют серьезные опасения относительно нехватки экспортного потенциала по нефти и газу" – и призвал Ашхабад к большей ясности в оценке резервов.
Таким образом, провозглашая многовекторность внешнеэкономических связей, Туркменистан выбирает, чьи предложения окажутся наиболее выгодными. Что предложит Россия лидеру Туркмении за столь необходимый газ – вот главная интрига первой поездки Медведева.
Если экономически Россия и Туркмения схожи своими природными богатствами, которыми успешно торгуют, то политически их сближают режимы. В Туркмении сформировался авторитарный режим в одном из своих наиболее радикальных современных проявлений. Глава государства наделен почти неограниченными полномочиями, что официально мотивируется необходимостью сильной исполнительной власти для укрепления принципов реальной демократии и уничтожения пережитков тоталитаризма эпохи социалистической Туркмении.
При первом президенте Сапармурате Ниязове сферы общественной и экономической жизни страны были полностью подконтрольны государству. Средства массовой информации подвергались цензуре, проведение собраний и митингов строго регламентировалось, был установлен фактический запрет на многопартийность (для регистрации новой партии необходимо согласие двух третей депутатов республиканского парламента), систематически и всеобъемлюще нарушались права человека. При этом в стране отсутствовала не только политическая, но и исламская оппозиция, которая была в других государствах Центральной Азии.
Основной чертой последних лет правления Сапармурата Ниязова стала высокая степень информационной закрытости – власти препятствовали деятельности в стране иностранных (или работающих на иностранные издания) журналистов, ввозу зарубежных печатных изданий. В 1999 году, первая в СНГ, Туркмения сделала въездные визы для граждан государств Содружества.
В предвыборной программе второй президент Гурбангулы Бердымухаммедов пообещал провести реформу в области образования, возобновить выдачу пенсий, сделать доступ в Интернет менее закрытым. За срок исполнения своих полномочий Бердымухаммедов вернул стране полное среднее и высшее образование, а после назначения на пост председателя Халк Маслахаты (Народного совета) распорядился увеличить заработную плату преподавателям, а также повысить студенческие стипендии на 40 процентов с 1 сентября 2007 года. Было принято решения выплачивать пенсии, а также разрешить чиновникам пользоваться Интернетом. В результате многие эксперты отмечают тот факт, что с приходом к власти нового лидера режим Туркмении переживает процесс либерализации. Однако, на мой взгляд, говорить о существенной трансформации не приходится. Во многом потому, что политическая система Туркмении выстроена под президента.
Стоит отметить, что Ниязов вынашивал планы по проведению в стране к 2006 году политической реформы. Туркменбаши планировал отказаться от пожизненного президентства, чтобы не вызывать неудовольствие мирового сообщества и превратить пост главы государства в чисто номинальный, посадив на него человека из своего окружения. Однако всю полноту власти Ниязов намеревался сохранить. Такое государственное устройство является продолжением китайского опыта и спешно разрабатывалось совместно со специалистами из КНР.
Между тем 21 декабря 2006 года Ниязов умер от внезапной остановки сердца. Согласно статье 60 Конституции Туркмении, автоматически исполняющим обязанности президента должен был стать председатель парламента Овезгельды Атаев. Однако его отстранили от должности и арестовали (это дало основания полагать, что в стране был осуществлен госпереворот). Спешно были внесены изменения в действующую Конституцию. Фактическую власть захватил государственный совет безопасности, совещательный орган при президенте, в который, помимо Ниязова, входили главы силовых ведомств Туркмении. 21 декабря 2006 года решением Совета безопасности Туркмении Гурбангулы Мяликгулиевич Бердымухаммедов назначен исполняющим обязанности президента Туркмении. 26 декабря 2006 года на внеочередном заседании Халк Маслахаты Туркмении он был утвержден одним из шести кандидатов на выборах президента республики 11 февраля 2007 года. Отметим, что вторые президентские выборы в более чем 15-летней истории Туркмении стали первыми альтернативными выборами с формально равными условиями для всех кандидатов. Как ожидалось, на выборах победил Бердымухаммедов, и 14 февраля прошла инаугурация второго президента Туркмении.
Как известно, демократическим режимам проще договориться друг с другом. Но проще ли договориться двум авторитарным режимам? Этот вопрос остается открытым. Ясно одно, принимать ключевые политико-экономические решения будет уж точно не сам Медведев. Поэтому есть вероятность того, что первая поездка российского президента ознаменуется договоренностями с Бердымухаммедовым по столь "важным" для правительства проблемам, как гуманитарная сфера и общий товарооборот. Проблемой же газа будут заниматься другие хорошо известные нам люди.
Вы можете оставить свои комментарии здесь