В распоряжении издания оказалось письмо руководителя направления "Элитный алкоголь и водка" сети гипермаркетов Auchan Константина Голубева в адрес поставщиков, в котором он приглашает их присоединиться к празднованию дня рождения сети 28 августа. "Как каждый из вас, на свой день рождения мы хотели бы получить подарки",— говорится в письме. А чтобы не получать ненужных подарков, Auchan заранее уведомляет о "своих потребностях". Всех поставщиков менеджер "в обязательном порядке" просит распределиться на три категории — "хорошие друзья" (они должны заплатить 60 тысяч рублей, а в виде "благодарности" Auchan разместит их название или название одного из их брендов на панно при входе во все магазины), "самые лучшие друзья" (они "дарят" 600 тысяч рублей и получают "размещение логотипа размером 4х4 см в цветных буклетах тиражом 5 миллионов экземпляров, раскладываемых на кассах) и "плохие друзья". К последним относится "тот, кто приходит на день рождения без подарка". "Мы на них обижаемся и потихоньку прекращаем с ним дружить. Надеюсь, у нас таких нет",— пишет господин Голубев. Все акции по размещению логотипов пройдут в период с 8 по 28 сентября. Автор письма предупреждает, что "количество "самых лучших друзей", как и в жизни, к сожалению, ограничено".
Лидер движения "За честный рынок", предприниматель Илья Хандриков в своем комментарии для отметил, что это обычная практика всех крупных торговых сетей. Причем, по его оценкам, в России она сейчас применяется сильнее, чем на Западе. Он сообщил, что при работе с крупными торговыми сетями поставщику надо заплатить сначала за вход его товаров в сеть, затем за то, чтобы его товары были на более-менее видном месте в гипер- или супермаркете, затем — за различные "бонусы", способствующие лучшим продажам. У менеджмента крупных сетей есть множество способов вынудить поставщиков платить дополнительно. "Основной доход они получают не от собственно продаж, а с поставщиков", - сказал Хандриков.
Auchan не единственная сеть, облагающая поставщиков разного рода "оброками". Месяц назад другая французская сеть, Carrefour, еще не открывшая в России ни одного магазина, выставила поставщикам самые жесткие условия для начала работы с ней. Как сообщили "Коммерсанту" сразу несколько дистрибуторов, "французы требуют, чтобы бонусы сети составляли не менее 20 процентов от оборота поставщика в ее магазинах".