Четырнадцатое по счету заседание Клуба политического кино (он же с недавних пор — Интеллектуальный киноклуб) 20 января стало первым, которое обошлось без приглашенного гостя. Заявленный в анонсе редактор издательства "Ad Marginem" Александр Иванов манкировал мероприятием, и организаторам Клуба, двум Алексеям, Коленскому и Лапшину, пришлось "отдуваться" самим, с каковой задачей они вполне справились.

Выбор кинокартины участники Клуба признали нетривиальным. Исторический, или, как называют их на Западе, "костюмный" фильм "Захват власти Людовиком XIV" (1966) итальянского киноклассика Роберто Росселини плохо "монтируется" со "злобой дня" современной России. Точнее, одна аналогия напрашивается, но является не самой удобной и приятной для организаторов и постоянных участников Киноклуба, настроенных оппозиционно. Речь идет о параллели между Людовиком XIV, "королем-солнцем", и Владимиром Путиным. На что и указал постоянный участник Киноклуба, исполнительный директор движения "Солидарность" Денис Билунов. Надо полагать, что, при всех несомненных художественных достоинствах кинокартины Росселини, она смотрелась бы уместнее и была принята с большим энтузиазмом на собрании каких-нибудь "интеллектуалов-охранителей".

Людовик XIV Великий царствовал 72 года — дольше, чем кто-либо из всех европейских монархов. Он добился укрепления королевского абсолютизма во Франции, отодвинул от власти высшую буржуазию и финансистов (последних представляет в фильме контролер финансов королевства Николя Фуке, этакий "олиграх", которого можно весьма приблизительно счесть "аналогом" Бориса Березовского при Ельцине), способствовал централизации страны. В общем,

в активе Людовика XIV примерно тот же перечень заслуг, которые у сторонников Путина принято приписывать своему кумиру.

Алексей Коленский, с его приверженностью к фаллоцентризму и мнением об упадке и недостатке мужского начала в современных обществе и политике, отозвался о фильме исключительно положительно. Он охарактеризовал его как практически готовое пособие по технологии захвата власти. Коленский высказал мнение, что "король-солнце" и поступал так, как должен поступать настоящий мужчина-властитель, "отец", добиваясь того, что, поддерживая его статус абсолютного монарха, вельможи и прочие повышали свой статус. Грубо говоря, по мысли Коленского (насколько я ее понял), подданные сами получали не только материальные, но и морально-психологические "бонусы" от абсолютизма, получали удовольствие от власти Людовика. Но не в примитивном "мазохистском" смысле, а в смысле включения себя во властную пирамиду абсолютизма в качестве ее важных и неотъемлемых частей.

В этой связи Коленский особо отметил, что при укреплении своей власти Людовик первостепенное внимание уделял ритуалу, этикету и роскоши как зримому, материальному воплощению силы и пафоса абсолютной монархии. "Король-солнце" построил Версальский дворец и ввел новые, непривычно-пышные костюмы и парики для знати, задавшие тон всей моде XVIII века. По сравнению с этими "гламурными" нарядами дворянские костюмы предшествующей эпохи смотрелись прямо-таки аскетично, "бедно". При этом необходимость оплачивать крайне дорогую одежду ставила высшую знать в прямую финансовую зависимость от монарха, как и возможность "строиться" и селиться в Версале. Оба этих "удовольствия" нельзя было оплатить, не прибегнув к помощи королевской казны.

Коленский охарактеризовал период правления "короля-солнца", получивший впоследствии название "великого века", как воистину лучшее время Франции.

А последовавшую за этим эпоху Просвещения, Великой французской революции и тем более жалких попыток реставрации монархии оценил негативно. Косвенным подтверждением правильности своей оценки Коленский считает и то, что сейчас в мире осталось крайне мало стран с по-настоящему (а не номинально) республиканской формой правления.

Алексей Лапшин в свою очередь констатировал, что хотя когда-то монархия и была вполне легитимной формой правления (и в этом смысле в фильме речь идет не о "захвате" власти Людовиком XIV, а о возвращении им себе всей полноты законной власти), то

сейчас монархия возможна только как карикатура. Примерами таких недомонархий философ и политолог назвал режимы Путина и Берлускони.

"Путин ведь это, в общем-то, тот же Берлускони, — отметил Лапшин, — только такого более угрюмого, северного типа". Попытки придать подобной власти какую бы то ни было сакральность соведущий клуба оценил как неубедительные, назвав их "бесконечными пиаркампаниями" и "гламурной сакрализацией".

Коленский в ответ на это заявил, что "история — женщина непредсказуемая и с ней надо уметь работать" и что в современном мире отнюдь не все еще потеряно для той или иной формы сакральной власти. Только прежде чем говорить о сакрализации, считает он, надо сначала десакрализировать ("опустить" — А.С.) ту власть, что есть сейчас.

Кульминационная сцена фильма — обед Людовика из 14 блюд, за поглощением которых с подобострастным вниманием наблюдает толпа придворных. После обеда король покидает "загипнотизированных" этим абсолютистским представлением людей, удаляется в свои покои и читает из книги вслух отрывок о солнце. Читает сам себе о себе же самом. Круг замкнулся, небесное светило совершило полный оборот, политическое здание абсолютизма выстроено и не менее безупречно, чем материальный Версаль.

"Человек, который занимает такую видную позицию, должен быть очень креативным, — прокомментировал действия Людовика Алексей Коленский, — каждый день должен что-то новое придумывать, придумывать, как ему действовать, как ему вообще с этой властью жить. А эти (российская власть — А.С.) ничего не придумывают, и мы видим, как страна распадается… на кусочки".

Алексей Лапшин с некоторой иронией отозвался о скрупулезной исторической реконструкции эпохи, проделанной Росселини, отметив, что столь тщательное восстановление быта и стиля прошлого стало популярно в западном кинематографе именно со второй половины 1960-х годов.

Также он возразил против "мачистской" позиции Коленского, которую можно представить в виде формулы "мужчина-власть-творчество". Лапшин отметил, что

отечественные бюрократы как раз и воспринимают свою деятельность, в том числе коррупцию и традиционное российское "кормление", как реализацию своего "мужского" потенциала.

"Они именно воспринимают свои банковские счета, деньги, машины, ранги в иерархии, — сказал Алексей Лапшин, — как свидетельство того, что они выполняют роль "добытчика", "кормильца" и тому подобное".

Кинопродюсер Сергей Сальников добавил во всю эту гендерно-околофрейдистскую тематику своего "перца", остановившись на том, что в процессе борьбы за власть французский король оттеснил собственную мать из рода Медичи. "Значит, — заявил Сальников, — из фильма следует, что для захвата власти необходимо убить свою мать! В политическом смысле слова "убить"!"

Денис Билунов, как и Лапшин, с некоторой иронией отозвался о "смаковании" в фильме Росселини "деталей средневековой архаики" и "детальном рассматривании предметов исторического быта". "Именно во время создания фильма зарождалась школа французской историографии, которая очень увлекалась всеми этими деталями, — напомнил Билунов, — и которую уже позднее пародировали в духе "выставка "Русская деревянная нога XVIII века".

"Детальное рассматривание того, как выглядела тогда каждая чашечка, в этом есть некоторое эстетство, это любопытно, — продолжил исполнительный директор "Солидарности", — но возникает вопрос, а какое это все имеет отношение к России 2010 года? И тут

трудно подобрать более близкую ассоциацию, чем наш премьер-министр. Это он, придя к власти в некоем странном качестве, при "могучих олигархах", при окружении, рассчитывавшем манипулировать им постепенно, достаточно уверенно, точными ходами, подобрал нужных людей, одних противников устранил, других вынудил эмигрировать..."

Аналогия между Людовиком и Путиным явно "хромает", отметил Билунов, однако другой и лучшей нет. А Роберто Росселини герою своего фильма, королю, явно симпатизирует, и в кинокартине тот представлен, как, в общем-то, положительный персонаж. "Ни я, ни большинство присутствующих, насколько я их знаю, — сказал Денис Билунов, — подобных теплых чувств к президенту Путину не питают. И, исходя из этого, лично у меня Людовик XIV в изображении Росселини вызывает смесь любопытства и брезгливости".

Антон Семикин

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter