Владимир Сорокин "Метель", АСТ, Астрель, 2010

Доктор едет-едет сквозь снежную равнину. Везет его птица-пятидесятка, повозка, запряженная пятьюдесятью крохотными лошадками. И "порошок целебный" людям он везет — у Владимира Сорокина редко обходится без порошка... Доктор Гарин и возница Перхуша везут в село Долгое вакцину от эпидемии, превращающей людей в зомби. По пути с ними происходят всякие мелкие приключения да неурядицы, а доехать им не суждено. Вот и весь сюжет.

Он в "Метели" не очень-то важен, как и лубочно-футуристические фишки. Часть их перекочевали из "Дня опричника" и "Сахарного Кремля", но есть и новинки. Писатель par excellence, которого Илья Кормильцев однажды назвал скорее текстом, чем человеком,

создал наконец произведение, где главным является сам язык.

Мне доводилось слышать диаметрально противоположные оценки читателями сорокинского слога. Кто-то говорит, что его постмодернистски обыгранный ложнославянский стиль — просто музыка для глаз и ушей, "течет ручей, звенит ручей", "язык у него невероятно красивый, просто прекрасный", да и только. Другие, наоборот, заявляют, что их тошнит от письма этого автора. Как бы там ни было,

в "Метели" именно этот прекрасный и отвратительный стиль Владимира Сорокина становится и главным героем, и основным содержанием, и средством, и целью, и смыслом.

Из текста следует, что в Святой Руси сорокинского будущего закончилась-таки нефть. Что позволило людям русским вернуться наконец к уютной архаике и предаться любимому занятию — созерцанию и рефлексии. Чем оба главных персонажа, крестьянин Перхуша и его пассажир "дохтур", в основном и занимаются на протяжении своего пути в зомбированную деревеньку. Доктор больше рефлексирует, возница больше созерцает.

Классическая русская конфигурация — невозмутимый простолюдин-фаталист и дерганый интеллигент. Первый погибнет, второго зачем-то спасут вездесущие и могучие у Сорокина китайцы.

Зачем ехали, куда ехали? Метель не дает ответа.

После двух сатирических памфлетов, Сорокин этой повестью показал, что будущая Русь "Опричника" и "Кремля" может быть не только антиутопией (или утопией), но и местом, где можно просто жить. И умирать. Ехать куда-то дорогой длинною...

Редакция благодарна магазину "Фаланстер", предоставившему книгу "Метель"

Антон Семикин

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter