За 12 лет, прошедших с момента объявления 4 ноября – праздником Дня народного единства значительная часть населения смогла выучить, в честь чего гуляет. В 2005 году, через год после того, как новый праздник был сконструирован, лишь 8% смогли объяснить во имя чего выходной. В 2010 словосочетание "день народного единства" применительно к 4 ноября вспомнили уже 36% опрошенных. И вот, - повторенье – мать ученья – в этом году опрос Левада-центра дал замечательный результат: 56% респондентов смогли произнести название этого праздника.

Но ощущение того, что это какой-то неправильный праздник, у абсолютного большинства соотечественников все равно осталось. День народного единства собираются отмечать только 20%, годовщину октябрьской революции помянут 14%, ничего не будут отмечать 58%, а 8% затруднились ответить.

То, что 4 ноября 1612 года не произошло никакого события, в честь которого через четыре столетия стоило бы объявлять выходной, все уже обсудили, в том числе с участием профессиональных историков. Единственной зацепкой в истории может быть только 1649 год, когда Алексей Михайлович в честь своего сына, рожденного 22.10.1648 года (по новому стилю – 4.11) повелел отмечать этот день в честь Казанской иконы Божьей матери. Всенародно отмечать день рождения Дмитрия Алексеевича Романова довольно сложно, поскольку царевич прожил меньше года и за это время не успел совершить сколько-нибудь значительных подвигов и злодеяний. Предложить всем 146 миллионам на государственном уровне чествовать икону – это, пожалуй, слишком даже для нынешнего пренебрежения к Конституции, в которой что-то там записано про светское государство.

Всем с самого начала было понятно, что надо было отменять празднование 7 ноября, поскольку очевидным бенефициаром этого праздника был нескончаемый Зюганов со своей тоскливой КПРФ, которые большой опасности для власти никогда не представляли, но все-таки позволять им разрастаться начальство не хотело. Было задание – срочно найти поблизости от 7 ноября какой-то заменитель. Спешили. Ткнули пальцем в исторический календарь. Попали мимо. Теперь вот празднуем невесть что…

Нет, выходной – дело в любом случае хорошее. Есть время на досуге подумать, в том числе и над "народным единством", каким оно было тогда, после Смуты и теперь. По поводу того, каким было это единство в те времена, на которые нас призывают равняться, пожалуй, лучше других сказал Василий Осипович Ключевский: "Из бури Смутного времени народ вышел гораздо впечатлительнее и раздражительнее, чем был прежде… Эта перемена выразилась в явлении, которого мы не замечали прежде в жизни Московского государства: 17 век был в нашей истории временем народных мятежей". То есть прямым следствием "великого народного единения" стала эпоха народных мятежей...

Про сегодняшнее "народное единение" лучше всего говорить языком цифр и сравнительного анализа: в 2016 году Россия заняла первое место среди стран мира в рейтинге  финансового неравенства граждан. Такой концентрации денежной массы в руках небольшой кучки людей нет ни в одной стране мира.

С помощью телевизора два года назад была выкована главная скрепа путинского единения народа: "Крымнаш". Счастье от того, что благодаря краже Крыма территория России увеличилась на 0,15%, оказалось так велико, что популяция была согласна ради этого пожертвовать не только свободой, но и достатком. То, что в России размер территории и свобода народа находятся в отношении обратной пропорции, одним из первых заметил все тот В.О.Ключевский: "У нас по мере расширения территории вместе с ростом внешней силы народа все более стеснялась его внутренняя свобода".

Одним из непременных следствий внутренней несвободы народа становится его деградация, и в первую очередь деградация управленческой верхушки. Что в свою очередь приводит к нарастанию управленческих ошибок, среди которых увеличивается доля обычных глупостей. К числу таких глупостей относится решение принять закон о российской нации, который обречен стать посмешищем для одних, пугалом для других и предметом возмущения для третьих.

Создатели закона неизбежно заблудятся в двух столбах: между "россиянами" и "русскими".   Поскольку, если назвать всех "россиянами", то куда тогда девать весь этот "русский мир"? А заставить называть себя русскими чеченцев или татар просто невозможно.

"Нация - это воображаемое сообщество", - справедливо утверждает британский социолог Бенедикт Андерсон. Это сообщество, воображенное людьми, которые воспринимают себя как его часть. Еврей может не знать ни иврита, ни идиша, не носить кипу, работать в субботу, и все равно и он сам себя считает евреем, и окружающие воспринимают его так же. Наверняка многие сталкивались с русскими патриотами, например в США или во Франции, которые не говорят по-русски, в России никогда не были, но считают себя русскими и воспринимаются таковыми.

Особенность той популяции, которая живет на территории РФ, в том, что она не может стать политической нацией, поскольку состоит не из граждан, а из подданных. Путинская "российская нация" имеет местом своей сборки – телевизор. Именно там и происходит пресловутое "единство народа", хоть российского, хоть русского. Телевизор – это тот орган коллективного воображения, в котором существует "российская нация", которая по воле режиссера и монтажера мгновенно может преобразоваться в "русскую нацию", а потом снова в российскую. В телевизоре это легко.

А еще "российская нация" существует в воображении Путина и его окружения. Там это сообщество выглядит как пластилин, из которого можно лепить любые фигуры. Именно так воображали себе своих подданных вожди СССР, именно так их воспринимал Николай Второй. И все они были бесконечно и весьма неприятно удивлены, когда вдруг выяснилось, что то сообщество, которое существует в их воображении, очень сильно отличается от реальности. Это неприятное удивление обязательно предстоит пережить и Путину.

Игорь Александрович Яковенко

Blogspot.ru

! Орфография и стилистика автора сохранены