"Когда навязчивые иллюзии появляются у одного человека, это сумасшествие. Когда они появляются сразу у многих, это религия."
Роберт М. Пирсиг
Взрыв различных эмоций, которые мы наблюдаем сейчас в связи с возмутительным судом над молодым человеком, якобы оскорбившим чувства верующих, вновь выдвигает на первый план архиважный вопрос, занимавший всегда лучшие, хотя и редкие, умы человечества: а возможен ли мир без религии? Один из последних, кто однажды напомнил нам об этом был Джон Леннон в своей знаменитой песне "Imagine" (Представьте себе). Эта песня – против религии, национализма, предрассудков, всего, что разделяет людей мира.
"Представь, земля это прекрасный край, никто не стремится в небесный рай,
Если ты сможешь представить себе,
Что нет стран и нет границ, Незачем убивать,
И не за что умирать,
Ведь нет ни религий ни партий, нет неформальных объединений",
– пел Леннон.
Характерно то, что в мае 2009-го года мелодия песни была исполнена на колоколах Ливерпульского кафедрального собора. Пикантность ситуации состояла в том, что песня является антирелигиозной (по утверждению самого Леннона, прежде всего), и ноты, звучавшие с колоколов церкви соответствуют фразе "представьте себе, что рая не существует".
А теперь, говоря словами Леннона, представьте себе, чтобы слова, подобные песни "Imaginе" прозвучали в мечети любой из мусульманских стран, пусть даже самой умеренной и либеральной или же в православном храме России, например в Храме Христа Спасителя, где уже однажды прокляли "кощунниц" из Пусси Райот.
Почему религия и верующие так нетерпимы к тому, что не соответствует их представлениям об окружающим мире, обществе, свободе самовыражения, человеческих ценностях? Ведь никто не утверждает, что религия корень всех зол.
Но почему тогда религия присвоила себе монопольное право на то, что религиозные убеждения необходимы для сохранения у людей твердых моральных устоев? Но при этом, интересно, каким образом возразят верующие на слова английского учёного и просветителя Р. Доукинза о том, что "ничто не мешает человеку, будучи атеистом, быть счастливым, уравновешенным, глубоко интеллигентным и высокоморальным"?
Вопросов больше, чем ответов. Но одно не вызывает сомнений в том, что каждая конфессия, кто в больше, кто в меньшей степени, стремится к тому , чтобы не было религий кроме ее – самой правильной. Кроме этого, в мире существует огромное количество людей, воспитанных в лоне той или иной религии, и при этом они либо не чувствуют с ней гармонии, либо не верят в ее бога, либо их тревожит совершаемое во имя религии зло.
Этот сложнейший феномен влияния религии на человека безуспешно пытаются разгадать многие ученые – историки, философы, религиоведы и даже психологи. Однако, сама жизнь, развитие человеческой цивилизации демонстрирует и объясняет интересные и многообразные особенности взаимодействия религия – общество.
Когда большевики в России и кемалисты в Турции в 20-ые года прошлого века отважились на отделение религии от государства, они встретили жесточайшее сопротивление со стороны духовенства. Одновременно их действиями восторгалась другая, немалая часть общества, которая увидела в действиях реформаторов путь к просвещению, образованию, современному образу жизни. Никто не будет отрицать того факта, что СССР и Турция, даже при различной политической ориентации, вплоть до конца XX века оставались продвинутыми, современными государствами.
Наряду с этим, история знает и примеры, когда под религиозными лозунгами разворачивались национально-освободительные и антиколониальные движения, осуществлялось разделение целых государств по религиозному принципу: Индия, Судан. Под зеленым знаменем ислама осуществлялись государственные перевороты и создавались исламские республики, например в Иране.
В то же время регрессивная сторона религии, в частности, ислама проявилась в Афганистане, где под руководством реакционного духовенства развернулась широкая борьба против попыток постмонархических правительств этой страны при поддержке СССР осуществлять современные реформы. И эта древняя страна узнала взрывающих древние статуи талибов, публичного отрубания голов богохульникам, кнутов, полосующих женскую плоть за то, что узкая ее полоска приоткрылась чужому взгляду.
Многообразие проявлений религии хорошо видно на примере арабских стран, где широко распространена система религиозного обучения, привлекавшая в последнее время все больше и больше молодежи, недовольной коррупционностью власти и засилью чуждых исламу ценностей. Выпускники медресе – это готовый, и к тому же идеологически подкованный, материал для различного рода исламских политических течений и организаций, не всегда лояльных властям. Этот материал и сыграл свою роль в событиях т.н. "арабской весны", когда начавшиеся, как социальные, протестные движения быстро перешли в религиозное русло. Наиболее наглядно это произошло в Египте, где старейшая оппозиционная партия "Братья мусульмане", при широкой поддержке смогла, хоть и на короткое время, придти к власти.
В российских республиках Северного Кавказа, открытые после распада СССР с помощью арабских и турецких эмиссаров, мечети и медресе сыграли свою негативную роль в подпитке радикальных элементов и увеличении террористической активности в регионе. Попытки представителей местных властей и умеренного духовенства поставить под контроль политические проповеди в мечетях и религиозные школы заканчивались убийствами последних. В дальнейшем деятельность мечетей и медресе на Северном Кавказе стали регулироваться федеральными законами. Однако это не мешает проникновению в них экстремистских идей: в печати регулярно появляются сообщения о столкновениях между учащимися – сторонниками и противниками вахаббизма, убийствах мулл, препятствующих распространению этого течения в Дагестане, Кабардино-Балкарии и других республиках.
И когда сегодня глава Чечни Р. Кадыров говорит о том, что деньги на финансирование социально-экономического развития республики ему посылает Аллах, и когда воскресные религиозные школы при православных церквях пытаются финансировать за счёт государства – это тоже проявление противоречивого состояния российского общества, где пока ещё религия отделена от государства.
И когда нынешний хозяин Кремля, бывший сотрудник КГБ СССР – организации, боровшейся с распространением религии, говорит о том, что его в детстве крестили – это прежде всего использование религии в политических целях, заигрывание с религиозным электоратом.
В противоположность этому, отважная пакистанская девочка Малала Юсуфзай не заигрывала с религиозными мракобесами– пакистанскими талибами, когда боролась за права девочек учиться и ходить в школу. За это перенесла подлое покушение на свою жизнь и вызвала восхищение миллионов людей во всем мире и была награждена Нобелевской премией мира.
Как видим, то о чем мечтал Леннон, пока ещё остаётся песней. Уровень религиозности в мире все еще остается очень высоким. К сожалению, в сегодняшней России она все чаще принимает форму мракобесия и произвола, поощряемого государством.
А нам только остаётся еще раз сказать: Осторожно – религия!