"Коридоры кончаются стенкой!" — уверен, что, когда Владимир Высоцкий написал эти строки, пронизанные болью и сознанием реалий страны, где ему повезло родиться, воздушных коридоров ни он, ни кто-либо из слушателей в сознании не имел. Однако прогресс имеет не только положительные, но и отрицательные стороны. Участники трагедии, произошедшей в небе Беларуси 21 мая 2021 года, тоже не ведали о таком прочтении, однако нашлись "способные", увешенные собственным величием и безнаказанностью лидеры, которые доказали миру, что строку великого поэта можно читать и так.

Да, к сожалению, ни гражданин Беларуси Роман Протасевич, который в силу объективных обстоятельств вынужден не жить на любимой родине, ни его подруга Софья Сапега, имеющая российское гражданство, но тоже предпочитающая учиться в Вильнюсе, покупая билеты на рейс лоукостера "Ryanair" по маршруту Афины — Вильнюс, не задумывались об этом. Теперь их горький урок будет срочно вноситься во все учебники безопасности. Если не хотите оказаться в коридоре, кончающемся стенкой, то не только не оказывайтесь на территории слишком сильно любящих вас государств, но и не летайте над ними в зонах досягаемости их ВВС и ПВО. Конечно, это из ряда вон выходящий случай, но кто даст гарантию, что он не станет правилом?

Небо Беларуси решением ЕС, поддержанным и другими странами, находящимися на пути к демократии, а не к тоталитаризму, очищено от самолетов основных европейских компаний. Европейское небо — от самолетов авиакомпаний Беларуси. В аэропорту прежде всего Минска стало значительно тише, но и на зачищенных улицах Минска, Гродно, Бреста, Витебска смех и песни давно сменились чеканной поступью верных обезумевшему со страха потерять власть Луке силовиков, громом гусениц и щитов, сиренами машин специальных служб.

Кстати, тише становится не только для граждан Беларуси, но и для россиян. Не секрет, что ещё с 2014 года, с момента "дружественной оккупации" Крыма и развязывания войны в Донецкой и Луганских областях Украины именно Минск был основным транзитным путем сообщения между двумя странами. Те граждане, кто в силу тех или иных гуманитарных обстоятельств ну никак не мог или не хотел отказываться от возможности бывать на территории страны противника, перебирались через границы именно минским транзитом. Кстати, теперь уже с полным основанием можно считать "минский формат" похороненным, что реально соответствовало логике его существования практически сразу после его появления на свет. Такой "гостеприимный" хозяин, как и его близкий друг, "неукоснительно", как известно, придерживающийся буквы международных соглашений, должны окончательно превратиться как минимум в персон нерукопожатных, а как максимум — в подсудимых, обвиняемых в преступлениях против своего народа и Свободы.

Мэр латвийской столицы Риги Мартиньш Стакис наглядно продемонстрировал, как должен поступать человек, дорожащий своей честью, а не только пополнением своего бумажника. Увы, таких "неподкупных" чиновников, как Рене Фазель, и в международных организациях, и во властных коридорах многих стран мира достаточно много.

Кстати, позволю себе задать нескромный вопрос героям матча Беларусь — Швеция на проходящем в Риге Чемпионате мира. Выступающим за команду Беларуси (даже не знаю, господам или уже абсолютно товарищам) гражданину США Shane Prince (Шейн Принсу) и гражданам Канады Francis Paré (Фрэнсису Паре) и Danny Taylor (Дэнни Тэйлору) (последний еще и гражданин Великобритании) — не стыдно ли будет надевать хоккейную форму с гербом Беларуси и защищать ее честь? Разумеется, спорт вне политики, но, может быть, им стоит вспомнить об опыте тех, кто участвовал в Олимпиаде в Мюнхене в 1936 году? Боюсь, фотографии с возомнившим себя фюрером белорусов вряд ли смогут украсить их биографии, вне зависимости от великолепной игры, особенно Тэйлора. Тем более что все больше настоящих белорусских спортсменов предпочитают бело-красно-белое полотнище.

Однако вернусь к бесплатному, точнее, дешевому сыру. Действительно, авиабилеты "Ryanair" стоят значительно дешевле, хотя если у вас окажется чуть больше багажа или в полете захочется поесть, разница быстро может растаять как сосулька в знойный день. Главное не в этом, а в системе набора летного состава. В отличие от авиакомпаний, являющихся визитной карточки государств, у "Ryanair" совсем другая система, которая очень быстро позволяет пилоту дорасти до удостоверения командира корабля, что серьезно сказывается на его будущей зарплате уже в полноценной компании. В этой ситуации пилот никогда не пойдет на конфликтную ситуацию с наземными властями, а будет слепо следовать инструкции.

Именно так и действовали пилоты, кстати, зарегистрированного в Польше самолета компании "Ryanair". Какие у них в карманах паспорта, в отличие от хоккеистов, вообще не ясно. Уверен, налет и выучка у них совсем не такая, как на больших авиакомпаниях мира. Что чувствует пилот, видящий рядом со своим бортом современный истребитель, оснащенный ракетами, передать и прочувствовать сложно. Тем более когда и с земли, и из перехватчика следуют однозначные команды разворачиваться и садиться. Помня о двух с лишним сотнях людей, доверивших ему свою жизнь, да и о своей, и своих коллег по полету, не в последнюю очередь, он подчиняется.

Конечно, сев в Минске, можно было никого не впускать на борт, пока не приедет консул, но чей? Ирландии, Польши (они почти все заблаговременно выдворены из Беларуси властями страны), Греции — страны, откуда вылетал самолет, Литвы — страны, куда он направлялся? Увы, однозначного ответа нет. А с земли настойчиво твердили: у вас на борту мина! Короче, все развивалось так, как теперь всем известно. Экипаж "Ryanair" был не в силах защитить ни Романа, ни Софью, тем более что среди пассажиров рейса, по всей видимости, находились граждане РФ, участвовавшие в разработанной совместно двумя союзными спецслужбами операции. Мы можем их не любить и бесконечно смеяться на "петровыми и башировыми", но в том, что они располагают квалифицированной агентурой, уже не раз убеждались в разных столицах мира. Да и те, кто сейчас работают с Романом и Софьей, в совершенстве владеют опытом своих предков, подтвержденным в Катыни, Куропатах, Бутово и Левашово....

В заключение хочу сказать всем, кому дорога Свобода и жизнь, — не стоит летать дешевыми авиакомпаниями, и, видимо, желательно заранее изучать воздушные коридоры, по которым будет лететь выбранный вами самолет. Уверен, стоит напомнить, что мир до сих пор никак не найдет в себе сил поставить окончательные точки в гибелях самолетов 10.04.2010 и 17.07.2014. Трагедия, а для Романа и Софьи это настоящая трагедия, произошла почти посередине этих двух страшных дат в истории полетов с Запада на Восток. До тех пор, пока мир не имеет однозначного ответа на вопрос "Кто виноват?" — подобные трагедии могут продолжаться...

Григорий Амнуэль

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter