Нарочито величественная процедура подписания В. Путиным Морской Доктрины наглядно подчеркнула, что это сделано прямо пропорционально запросу на величие и обратно пропорционально здравому смыслу. Ведь если набраться терпения и её внимательно прочитать, то сразу становится ясно, что единственное бесспорное положение Морской Доктрины — это ДНО. Как морское, так и океанское. А все остальное в ней соткано из одних противоречий.

МОРСКОЕ ДОКТРИНЕРСТВО.

Первое, что бросается в глаза после прочтения Доктрины, — полная потеря управления Россией. И это свидетельство самого большого риска, исходящего от современной России, пребывающей в состоянии ПЯТЬ ДЕ.

Такого рода документы поднимаются на поверхность из недр глубинного государства.

В представленном виде она не могла быть согласована ни в МИДе, ни в Минфине, ни в Минпромторге, ни в МО. По одной простой причине. Цена этой доктрины от нескольких бюджетов страны до нескольких ВВП. При том что основные затраты возложены на государство. А эффект при этом более чем сомнителен.

Следовательно, эта доктрина всплыла на поверхность непонятно откуда. Злые языки могут даже предположить, что из всем известного чемоданчика.

На чем основаны мои утверждения?

Я даже при поверхностном анализе Доктрины насчитал не менее десяти серьезных внутренних противоречий в документе, делающих его бессмысленным в практическом плане.

Это противоречия между целеполаганием, целесообразностью, возможностями, существующими международными обязательствами и практическими действиями российской власти.

Естественно, что этому следует посвятить отдельный SWOT-анализ для того, чтобы на его основе какой-либо психиатр дал оценку психического здоровья тех, кто в это верит, кто это пропагандирует, кто это писал, а самое главное — подписанта.

Россия, занимая 12-е место среди экономик мира, претендует на сохранение статуса великой морской державы, и ее интересы, согласно Доктрине, распространяются на весь Мировой океан. При этом она обеспокоена доминированием НАТО.

Обратимся к первоисточнику.

Сейчас по штату в составе ВМФ РОССИИ всего:

  • 9 надводных кораблей первого ранга (океанской зоны). В т.ч. 2 из них в ремонте.
  • 3 ракетных крейсера. 2 старше 34 лет в строю, одному — 24 года, и он построен по проекту 70-х годов.
  • 4 эсминца. Один — 29 лет в строю, три — старше 30 лет.

Больше ничего в этом классе нет и не строится.

Дальняя морская зона — фрегаты. По штату 23. В т.ч.:

  • 3 старше 40 лет;
  • 6 старше 30 лет;
  • 4 в достройке;
  • 2 в ремонте;
  • 8 новых.

Корветы — это корабли ближней морской зоны в составе ЧФ и БФ.

На флоте существует норматив: треть в походе, треть занимается боевой подготовкой, треть, как правило, ТО и ремонт.

Военно-морское присутствие и демонстрацию флага, как правило, осуществляют надводные корабли. Что в таком случае может быть в океанах?

В советское время каждый из четырёх флотов имел возможность сформировать оперативную эскадру для действий в Мировом океане.

Сегодня такой возможности у них нет и одну оперативную эскадру может формировать только весь ВМФ России. И то, до тех пор, пока не списаны корабли Первого ранга.

Подводный флот:

  • АПРК — 11;
  • 5 новых;
  • 1 — старше 40 лет;
  • 5 — старше 30 лет;
  • АПЛ ( многоцелевые или с КР) — 25;
  • 5 — новых;
  • 1 — старше 20 лет;
  • 19 — старше 30 лет.

Иррациональная стратегия развития флота не соответствует ни финансово-экономическим, ни технологическим возможностям страны. Сегодня в России есть возможности строительства только кораблей ближней морской зоны и, как исключение, дальней. Причём строительство нетехнологично и с большими сроками строительства.

Зачем в таком случае строить и поддерживать такую структуру флота, если страна не в состоянии обеспечить свои интересы в Мировом океане надводными силами и морской авиацией?

Морская авиация — это отдельный вопрос. Там уровень деградации ещё выше. Для обеспечения присутствия в Мировом океане необходимы современные десантные суда (с этим ещё хуже) и морская пехота, которая не может действовать без поддержки морской авиации. ВМФ России не в состоянии осуществить подобные операции даже в ближней морской зоне.

Для действий в дальней морской или океанской зонах авиационную поддержку морской пехоты осуществляет авиация авианосцев или вертолетоносцев. Таких кораблей в России вообще нет.

Доктрина очень детально прописывает жизненно важные интересы России в Арктике и развитие СМП. И одновременно декларируется задача сохранения его в качестве внутреннего водного пути. Кто и каким образом объяснит, как это сочетается?

Как следует понимать положения Доктрины о Черноморских и Балтийских проливах в свете международных обязательств? Разумеется без доктора.

"Пилите, Шура, они золотые".

Доктрина предусматривает создание производственных мощностей для строительства крупнотоннажных судов и кораблей, включая авианесущие. При этом ставятся задачи по сохранению государственного контроля в судостроении одновременно с инновационным развитием и сохранением инвестиционной привлекательности отрасли.

Какой специалист в области экономики и психиатрии может это объяснить?

Я как инсайдер проекта дальневосточного центра судостроения могу всех успокоить:

НИКАКИХ АВИАНЕСУЩИХ КОРАБЛЕЙ ТАМ НИКТО В ОБОЗРИМОМ БУДУЩЕМ НЕ ПОСТРОИТ.

В настоящее время осуществляется макетное проектирование российского авианосца.

Технологий для его строительства нет. Потребности у флота в нем тоже нет. Но есть предварительный бюджет — триллион рублей.

Вышеупомянутые планы по превращению СМП в нечто реальное также требуют триллион рублей.

Плюс независимая от мировых российская спутниковая навигационная система.

Плюс создание отечественной высокоскоростной САПР для судостроения.

И это при том, что человека, который пытался предложить нечто подобное, довели до смерти в СИЗО "Кресты".

Я уже молчу о том, что услуги по бурению на шельфе для Газпрома предлагает сын бывшего руководителя Конторы Глубокого Бурения А. Патрушев, несмотря на уход из России четырёх западных нефтегазосервисных компаний.

А про необходимость развития ГЛОНАСС в Антарктиде и говорить нечего.

Мне кажется, что здесь все ясно.

Я, конечно, могу ошибаться, но что-то мне подсказывает, что отдельным деятелям российского ОПК стало тесно в апартаментах площадью 5000 кв. м и стоимостью в полфрегата и принято решение обзавестись жильём стоимостью в крейсер.

Но есть и хорошие новости.

Следуя Доктрине, Россия намерена бороться с терроризмом и пиратством на море.

В этом нет сомнений.

Ни один пират или террорист не сравнится с захватом украинских кораблей в Керченском проливе, демонтажем с них унитазов и применением ракет по мирным украинским гражданам.

В завершение можно вспомнить героев популярной советской кинокомедии.

"Невозможно работать. Вы даёте нереальные планы. Это, как его, волюнтаризм".

Что-то подсказывает, что судьба Доктрины и её подписантов сложится таким же образом, как и героев этой комедии.

Только это и внушает оптимизм.

Виталий Гинзбург

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter