"У Маска ничего не получается…" Ну, вот эти комментарии надо взять – и просто отбросить. Из-за глупости, некомпетентности и незнания истории.
Ну, погиб "Старшип". Но беспилотный же! Человеческих жертв нет.
История с самолетами над Карибским морем – да, напоминает, зачем нужна регуляция полетов. (Да, вот там, в отличие от всевозможных человеческих отношений, регуляция действительно нужна!)
Первая ступень снова совершила успешную посадку на башню. Это уже становится отработанной операцией.
Когда в космосе что-то совершается впервые, велик риск неудач. Точнее, даже так: неудачи будут – и будут обязательно! И чем сложнее операция, тем больше будет проб и ошибок на начальном этапе.
Главное тут – чтобы без жертв. Жертв не удалось избежать в 1960-х ни СССР, ни США. Ныне стали гораздо осмотрительнее.
Только вчера писал об исполнившейся дате первой стыковки советских космических кораблей "Союз". Операция крайне важная, конечно: дальше можно стыковать корабль с лунной кабиной (чего сделано не было) или создавать долговременную орбитальную станцию (вот она – появилась).
Без такой отработки это невозможно.
И вот в 1967-м идея начала осуществляться: был запущен корабль "Союз-1". Увы, пилотируемый.
Проблемы начались практически сразу же, полет объявили "испытательным", а запуск корабля "Союз-2" с тремя космонавтами на борту отложили.
При этом нормально возвратить на Землю "Союз-1" не удалось, космонавт Владимир Комаров погиб.
Понятно, что хотели поднести грядущий успех 50-летию революции. К сожалению, это не отменило напрочь идею "удачи и рекорды – к датам".
А дальше было решено провести ту же операцию в автоматическом режиме: были запущены "Союзы", которые ТАСС именовал спутниками "Космос-186" и -188". Все, вроде, прошло удачно – ну, почти, полная стыковка выполнена не была. (Да и операцию по автоматической стыковке хотели провести еще в 1966-м, но тоже пришлось отменить).
Еще раз отработали стыковку на "Космосах-212" и -213".
Все, вроде, хорошо, можно приступать к пилотируемым полетам по данной программе.
Запустили автоматический "Союз-2", запустили "Союз-3" с Георгием Береговым. И снова – неудача! Произошло несколько заходов, стыковка не состоялась, публике объяснили, что это – испытания по маневрированию…
И только в 1969-м стыковка кораблей "Союз-4" и -5", то, что было намечено на 1967-й, состоялась. На сей раз – успешно. Если не считать весьма жесткой посадки спускаемого аппарата "Союза-5". Но, к счастью, космонавт Борис Волынов остался жив.
Хотели успех повторить – уже после успешного лунного полета американцев. Ну, чтобы слегка нивелировать их оглушительный триумф.
Были запущены сразу три корабля: "Союз-6", -7" и -8". С довольно интересной программой, но гвоздь программы – фото двух состыкованных "Союзов" с третьего – не состоялся. Снова неудача!
Это, конечно, не к тому, что советская космонавтика была какой-то неудачной. Как раз нет – у американцев тоже были неудачные полеты, были жертвы. Иное дело, что в США делали ставку на людей, а не на автоматику. Тем не менее…
Все новое – это испытание, это очень непросто, а особенно – в такой области.
Вот, к примеру, полет Гагарина. Его что, вот просто так готовили – и запустили, и все о-кей?
Ничего подобного. "Востоки" испытывали с 60-х, в советских СМИ их за какой-то надобностью именовали кораблями-спутниками.
Май 1960-го – успешно запущен первый из них. И… корабль не смог возвратиться на Землю, а вместо этого перешел на более высокую орбиту. И разрушился уже после полета Гагарина, а обломки рухнули в США – на городок в штате Висконсин (к счастью, никого не убили).
К июлю доработали, запустили второй… И ракета разрушилась, собаки Чайка и Лисичка погибли.
Август 1960-го – тот самый "Спутник-5", в честь которого названа всем известная вакцина. С собаками Белкой и Стрелкой. Вот на сей раз все было благополучно! Не говоря уже о том, что собачки (мыши и крысы, летавшие на том же корабле, остались в безвестности) чувствовали себя отлично, у Стрелки родились щенки, одного из них Хрущев отправил в США – в подарок дочери Кеннеди.
Казалось бы, ну все, успех, теперь запускаем человека!
Но не таков был Сергей Павлович Королев. Два успешных пуска подряд – и только тогда!
"Спутник-6" успешным не был – спускаемому аппарату грозило приземление вне пределов СССР, его подорвали. Вместе с собаками Пчелкой и Мушкой.
Еще один "Восток" - декабрь 1960-го. Ракета разрушилась, но сработала система автоматического спасения, спускаемый аппарат нашли, собаки Комета и Шутка не пострадали при аварии.
И вот дальше, уже в марте 1961-го, Королев все-таки добился тех самых двух успешных запусков "Востоков" подряд – с собаками Чернушкой и Звездочкой. И только после этого случилось 12 апреля 1961-го…
Вот такая история – очень долгий и очень сложный этот путь в космос, от "впервые в истории" к обыденности. "Старшип" находится сейчас где-то в середине этого пути. И будет доработан, и непременно успешно полетит и с экипажем.
! Орфография и стилистика автора сохранены